БелАЭС открыла двери для журналистов. Показываем, что находится внутри главного энергетического объекта страны

Как на самом деле устроена Островецкая атомная электростанция?

БелАЭС открыла двери для журналистов. Показываем, что находится внутри главного энергетического объекта страны

Особый, стратегически важный проект для страны. Островецкая АЭС – первая отечественная электростанция. 7 лет непрерывного строительства – и вот уже Беларусь получает атомные киловатты. Эксперты МАГАТЭ неоднократно подчеркивали: БелАЭС соответствует всем стандартам ядерной безопасности. 


Сегодня станция свои двери открыла белорусским и зарубежным журналистам. Как на самом деле устроен масштабный объект? Что происходит на первом энергоблоке и когда заработает второй?

Первый энергоблок. Центральный пункт управления – мозги атомной электростанции. За мониторами следят профессионалы высокого уровня. В смене в среднем – 115 человек. Андрей Атаманюк почти четверть века посвятил себя атомной энергетике. Долгое время трудился на Запорожской АЭС. Его путь: от рядового инженера – до начальника смены блока. Во время строительства белорусской станции решил переехать к нам и остался здесь надолго. Руководит одним из главных отделов первого энергоблока уже 5 лет. 

Андрей Атаманюк, начальник смены центрального пункта управления Белорусской АЭС: «Суть работы – обеспечивать консолидацию системы Белорусской АЭС и выработку электроэнергии на атомной электростанции. Т.е. в зависимости от того нагружается блок или разгружается, мы должны четко определять в системе, сколько потребителей подключить, сколько отключить, разгрузить какие-то ТЭС».

А это турбинный зал БелАЭС. Здание размером с пятиэтажку. Эпицентр выработки электроэнергии. Его сердце – турбина в комплексе с генератором и возбудителем, иными словами, турбоагрегат. Именно здесь тепловую энергию, создаваемую в реакторе, преобразуют в электрическую. Турбина весит 2,5 тысячи тонн. Это как пять самолетов – самых больших и полностью загруженных. С такой «игрушкой» безопасности уделяется особое внимание.

Андрей Лазовский, начальник турбинного цеха белорусской АЭС: «Можем спать спокойно. Несомненно, внедрены ряд систем безопасности по первому контуру. По второму контуру применено надежное высокотехнологичное качественное оборудование. Поэтому за безопасность ручаюсь. По примеру российских атомных станций. Точно такое реализовано и у нас».

Самое красивое место на Белорусской АЭС – брызгальные бассейны. Они состоят из четырех железобетонных резервуаров, оснащенных системами напорных трубопроводов. Вода испаряется и отдает тепло при соприкосновении с атмосферным воздухом.

Антон Ковальчук, корреспондент: «Ощущение, будто попал в развлекательную зону, где бьют десятки фонтанов, рассыпаясь водяными фейерверками на несколько метров в высоту. Красота неописуемая. Однако они здесь созданы не ради любования. Это еще один производственный объект, служащий для охлаждения технической воды».

Василий Курбан, заместитель начальника цеха обеспечивающих систем Белорусской АЭС: «На каждый блок, в данном случае на один, существует 4 канала безопасности, которые независимы друг от друга, физически разделены. Объем каждого канала – 24 тысячи кубов. Длина бассейна – 24 метра. Входящая температура – в районе 20 градусов, на выходе – 10-11 градусов. Этого вполне достаточно».

Сейчас первый энергоблок работает на номинальной мощности. Злые языки поговаривали, якобы не прошло и пару лет – атомная станция остановилась, мол, требовался глобальный ремонт. В ответ специалисты лишь улыбаются и уверяют: это все фейки. На самом деле на АЭС успешно прошли предупредительные плановые ремонты по проверке безопасности оборудования, причем без отрыва от производства.

Сергей Быльчинский, заместитель главного инженера по ремонту Белорусской АЭС: «Данные ремонты – это не что-то сверхъестественное, а регламентное, обусловлено технологическими документами, нормами и правилами, проектом нашей станции и по опыту эксплуатации все атомные станции проводят ремонты с проведением топливных перегрузок. И вся эта информация негативная, которая поступает, не соответствует действительности. Ей не надо верить, а верить нашим специалистам». 

Такой крупнейший проект, как БелАЭС, это не только первый энергоблок. Уже не за горами к нему подключится и второй. Готовность – 97 %. Практически завершен монтаж технологического оборудования и трубопроводов. Выполняются пусконаладочные работы. Первое пробное включение второго энергоблока в объединенную энергосистему намечено на март-апрель. Также Минэнерго анализирует объемы потребления энергии в будущем и решает, нужен ли третий энергоблок на БелАЭС или даже новая станция.

Михаил Михадюк, заместитель министра энергетики Беларуси: «Если будет дано добро на строительство новых атомных мощностей, то специалисты подготовят техническое обоснование. Для этого Республика должна выйти на определенный уровень потребления. От идеи до строительства АЭС проходит много времени. Прорабатывать строительство станции в Островце начали еще в 2005 году. Целесообразность проекта изучали несколько министерств и Национальная Академия наук». 

С началом работы АЭС Беларусь вступила в мировой клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях. Страна получает стабильный, экологически чистый источник энергии, который позволяет обеспечить около 40% внутренних потребностей. Станция уже позволила заместить более 3 миллиардов кубометров газа. Это помогло диверсифицировать энергосистему и сэкономить валюту. И что главное – стратегически значимый проект вносит вклад в укрепление энергетической независимости. 

Подписывайтесь на нас в Telegram