Одним из главных хранителей духа европейского единства долгое время была Германия и лично канцлер Ангела Меркель. Но она покидает свой пост (как раз сегодня федеральные выборы), а до этого уже успела огорчить ряд своих европейских и проевропейских коллег и поддержкой северного потока, и прощальной встречей с Путиным, которую покинула с букетом, наконец, тем, что в принципе уходит, не оставляя ясных перспектив. Ведь столь верного сторонника европейской интеграции, как Меркель, ещё поискать надо.
Так что выборы в Германии – это не только про выбор немцев. Вероятно, мы наблюдаем что-то гораздо более серьёзное для всего пока ещё коллективного Запада. Подробнее о грядущих выборах расскажет шеф европейского бюро ОНТ Руслан Поддубский, который следит за выборами в Германии.
Вот появился уже даже термин такой – «меркелизм», который подразумевает курс нынешнего канцлера. Судя по тому, как проходит избирательная кампания, много шансов на сохранение этого курса?
Руслан Поддубский, корреспондент: Если рассматривать лидеров нынешней избирательной кампании по отдельности, а согласно опросам, впереди две главные политические силы – это блок ХДС/ХСС, собственно, который представляет Меркель, и СТДПГ – социал-демократы, с их лидером Олафом Шольцем, которому пророчат кресло канцлера, то действительно складывается впечатление, что всё предопределено и ожидать резких разворотов в немецкой политике не стоит – и те и другие не являются реформаторами, не делают громких заявлений, курс их характеризуется сдержанностью и консерватизмом. Но дело в том, что ни одна партия в этот раз не имеет подавляющего преимущества, их рейтинги в районе 20-30%. То есть в любом случае формирование нового правительства – это вопрос коалиций, и вот здесь могут быть очень неожиданные комбинации. Если социал-демократы захотят окончательно избавиться от харизмы уходящей Ангелы Меркель, то могут сделать ставку на союз с новыми народными партиями, что в итоге вполне может перевернуть с ног на голову всю немецкую политику. То есть итоги сегодняшних выборов – это только начало.
А кто из кандидатов точно не предвещает для нас ничего хорошего? Вот, например, в российской прессе говорят, что лидер «зелёных» если не враг Москвы, то точно «зелёная угроза».
Ну, наверное, можно с этим согласиться, если опираться на основные приоритеты «зелёных» – это проблемы экологии, основные либеральные ценности и права человека. Состояние дел в этих сферах традиционно критикуется западными либеральными политиками, и критика звучит не только в адрес России, а в целом в сторону бывших стран Советского Союза. И конечно, если предположить, что такой политик встанет у руля, по сути, главной страны Евросоюза, то, наверное, стоит ожидать большей конфронтации. Но дело в том, что шансы, что лидер немецких «зелёных» Анналена Бербок возглавит будущее немецкое правительство, у неё есть лишь в теории – «зелёные» скорей всего войдут в правящую коалицию, им предложат приличный министерский портфель, но не место канцлера. Избирательная гонка и дебаты отчётливо показали – что такое опыт и видение, как решать накопившиеся проблемы и что такое популизм.
Этот фрагмент обычного развлекательного шоу на главном немецком федеральном телеканале ARD спровоцировал настоящий скандал. За два дня до выборов в бегущей строке телевизионщики показали результаты экзитполов. Если им верить, Социал-демократическая партия Германии получит на выборах 22,7%, правящий блок ХДС/ХСС проиграет полпроцента и получит 22,1%, Свободная демократическая партия – 13,2% и ультраправая «Альтернатива для Германии» наберёт 10,5%. А вот результаты «зелёных» и «левых» телезрители увидеть не успели – строка пропала. Руководство ARD уже извинилось и заявило, что это был всего лишь тест, который по ошибке вывели в эфир, а результаты были вымышленными. И всё же часть немецкой аудитории заподозрила медийщиков в сговоре с политиками. Так это или нет, пока никому не известно, но расклад сил в немецком политическом ландшафте по своей сути соответствует данным из телевизионной утечки.
Вот официальные рейтинги тройки партийных лидеров: кандидат на пост канцлера от СДПГ Олаф Шольц – 25%, на втором месте с рейтингом в 22% – Армин Лашет (преемник Ангелы Меркель), и замыкает тройку лидер «Зелёных» Анналена Бербок – 17%. За ними идут левые, правые и либералы. Именно у этой шестёрки есть реальные шансы преодолеть необходимый пятипроцентный барьер и пройти в парламент, несмотря на то, что на старт политической гонки вышло 47 политических партий.
Действительно, главная особенность нынешних выборов это – будущее Германии после Меркель. 16 лет стабильности, умеренного роста и прагматики – так часто описывают политический период нынешнего канцлера, которая многие годы возглавляла список самых влиятельных женщин мира. Германия под её руководством стала безусловным лидером Европейского союза, с крупнейшей экономикой ЕС и непререкаемым авторитетом на мировой арене. Ангела Меркель проявила себя политиком, который не боится ответственности и умеет идти на компромиссы – отстаивать интересы Европы перед США, наладить устойчивые отношения с Россией, приехать в Беларусь для решения украинского кризиса или принять удар на себя во время миграционного взрыва на Ближнем Востоке.
Именно миграционный кризис 2015 года стал главным вызовом для кабинета Меркель. Её знаменитая, оптимистичная фраза «Мы справимся» стала двигателем процессов, которые Германия ощущает до сих пор. Неоднозначное решение немецкого правительства открыть свои границы для сотен тысяч беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки привело к кризису и немецкой и общеевропейской безопасности. Другим мощным ударом по канцлеру и её однопартийцам стал коронакризис. Начавшись как история успеха, немецкая антикризисная стратегия стала предметом жёсткой критики внутри страны. Затяжные локдауны утомили спокойных немцев, которые сформировали самое мощное в Европе движение сопротивления. Соратника Меркель министра здравоохранения обвинили в некомпетентности, а несколько депутатов от ХДС оказались замешаны в коррупционных скандалах, связанных с закупками защитных масок. Христианские демократы стали стремительно терять доверие, рейтинги рухнули ниже 30%. Именно тогда, видимо, и было принято решение о смене партийного лидера и определении преемника.
Им стал 60-тилетний Армин Лашет, который не без поддержки Меркель выиграл внутрипартийную борьбу и был объявлен главным претендентом на пост нового федерального канцлера.
Армин Лашет, кандидат на пост канцлера от блока ХДС/ХСС: «Я осознаю ответственность, которую на меня возлагают. Я хочу сделать всё, что в моих силах, чтобы мы вместе прошли этот год, чтобы мы вместе хорошо справились с предстоящими выборами и чтобы на федеральных выборах мы убедились, что наш Союз является партией, которая даст Германии следующего канцлера».
Он, кажется, имеет идеальную биографию для немецкого политика – выходец из рабочей семьи, юрист по образованию, набожный католик, примерный семьянин, отец троих детей. Человек, который сделал классическую карьеру чиновника, пройдя все этапы государственной власти – от депутата местного совета до представителя Германии в Европарламенте и главы самой западной и экономически развитой немецкой земли – Северный Рейн-Вестфалия. Один из самых опытных политиков ФРГ, его часто сравнивают с Гельмутом Колем, немецким канцлером, сыгравшим важную роль в объединении Германии и прекращении холодной войны. Его критикуют за отсутствие харизмы, но он парирует критиков фразой: «Я не шоумен, я Армин Лашет, и вы можете на это полагаться».
Консерватизм, взвешенность и поддержка Меркель дали ему отличные стартовые позиции, но Лашет успел растерять рейтинги, начав падение с этого неприятного инцидента. После посещения федеральным президентом районов, пострадавших от наводнения и интервью для прессы, в котором Вальтер Штайнмайер приносил слова соболезнования семьям погибших, Лашет за плечом президента весело хохотал, что-то рассказывая коллегам. Затем была серия теледебатов с основными конкурентами, которые Лашет проиграл все без исключения.
Его обошёл 63-летний Олаф Шольц, глава СДПГ, самой старой партии Германии. Социал-демократы, которые последние годы находились в настоящем кризисе идей, вздохнули, глядя на то, как немногословный интроверт, нынешний министр финансов стремительно завоёвывает симпатии аудитории, наращивая не только собственные рейтинги, но и добавляя популярности самой партии.
Олаф Шольц, кандидат на пост канцлера от СДПГ: «Конечно, у меня есть эмоции. И большинство наших граждан имеют четкое представление о том, кто я такой. Я вообще-то претендую на должность канцлера, а не на должность директора цирка».
Воплощение компетентности и профессионализма – так Шольца характеризуют коллеги. Именно с его именем на посту одного из ключевых министерств немецкого правительства, финансов, проводят чёткую линию по выводу Германии из экономического кризиса, связанного с пандемией. Он обещает и, очевидно, знает, как поднять уровень пособий и зарплат, выступает против обязательной вакцинации и в пух и прах разбивает популистов. Однако и невозмутимость Олафа Шольца удалось поколебать подробностями дела, которое, видимо, не случайно всплыло именно сейчас. Прокуратура города Оснабрюк, которую возглавляет соратник партии Лашета, дала ход делу о сокрытии подозрительных банковских операций службой финразведки, которая находится в подчинении министерства финансов, то есть самого министра. Шольц все подозрения отвергает и пока выигрывает все теледебаты.
Рекордные рейтинги до 17% в этой избирательной гонке демонстрирует лидер «зелёных». Анналену Бербок называют то светской львицей, то королевой ток-шоу. Красоваться перед камерами, сверкать нарядами и раздавать интервью – это, очевидно, ей просто нравится. Но хорошо держаться перед камерами – этого мало для победы, поэтому лидер «зелёных» призывает на свою сторону всех озабоченных климатическими изменениями, активно работает с молодёжной аудиторией и обещает настоящий бой конкурентам.
Анналена Бербок, кандидат на пост канцлера от партии «Союз 90/Зелёные»: «Мы будем бороться до самой последней минуты, потому что время на исходе. Для защиты климата не может быть половинчатых методов, и именно поэтому вам нужно выходить и проводить кампанию за каждый голос. Давайте вместе обновим эту страну, здесь есть за что бороться. Спасибо вам».
Симпатичная и напористая Анналена Бербок разительно отличается от возрастных и консервативных конкурентов, но она и проигрывает им отсутствием реального опыта работы в исполнительной власти. К тому же всю кампанию её преследует череда скандалов – неучтённые доходы, обнаруженный плагиат в выпущенной ей книге и даже неточности в официальной биографии, приписанное членство в некоторых международный организациях, в которых она никогда не состояла. Тем не менее, сорокалетняя Бербок является самой молодой за всю историю немецких выборов претенденткой на пост канцлера, замыкая собой тройку лидеров. Последние дебаты перед голосованием сохранили расстановку сил. А кандидаты ещё раз высказались на главные, в том числе международные темы, к примеру, взгляд на разрыв контракта на строительство подводных лодок Австралии и Франции и отношения с США.
Олаф Шольц, кандидат на пост канцлера от СДПГ: «Мы должны вместе с Францией обеспечить прогресс Европы, и именно поэтому у нас тесное партнерство, которое я нахожу очень и очень важным. Я и фактически все правительство Германии прекрасно понимаем раздражение Франции и поддерживаем её в этом вопросе».
Армин Лашет, кандидат на пост канцлера от блока ХДС/ХСС: «Мы видели в Афганистане, что как только американцы уйдут, мы даже не сможем обеспечить безопасность кабульского аэропорта, и именно поэтому я хочу создать совет национальной безопасности, который сможет оперативно реагировать на такие ситуации и укрепит нашу внешнюю политику».
В целом, несмотря на риторику кандидатов и неопределённость исхода политической гонки, политологи не прогнозируют смены внешнеполитического курса Германии в ближайшее время.
Франк Швальба-Хот, политический аналитик, экс-депутат Европейского парламента: «Да, кто-то, как "Зелёные" могут активнее критиковать Россию или Китай, говорить о большей независимости от США, но в целом все кандидаты выступают за устойчивую внешнюю политику. Конечно, детали будут зависеть от правящей коалиции, если туда войдут левые, к примеру, то больший акцент будет на защиту промышленности на внешних рынках, но в целом, я уверен, внешний курс Меркель сохранится».
Свой вклад в расстановку сил, конечно, внесут либералы, которым симпатизирует средний класс, ультраправые политики из партии «Альтернатива для Германии», которая на фоне проблем с мигрантами традиционно набирает не меньше 10% процентов голосов, немецкие левые держат позиции и имеют большое количество сторонников в Восточной части ФРГ. Несмотря на определившихся лидеров этой гонки, скорей всего, всё решат те 35% избирателей, которые согласно соцопросам, до последнего дня не определились с тем, кому отдадут свой голос и пойдут ли вообще голосовать.
Подписывайтесь на нас в Telegram