Провокации во время выборов. Кто и зачем делает информационные вбросы?

Не всем есть что рассказать людям о себе, чем вызвать к себе доверие. Тут в ход идут инфовбросы – фейковые новости, которые вполне себе способны разрушить устойчивые фундаментальные ценности даже сильнейших держав мира. В Европейском союзе даже разработали и приняли специальную программу по борьбе с этим явлением, а саму дезинформацию приравняли к главным угрозам ЕС наравне с проблемой нелегальной миграции и терроризмом. 

Как распознать, где правда, а где ложь? Как понять, что с той стороны экрана – манипулятор? Каким источникам стоит доверять, а каким нет? Эти и другие вопросы два дня были в центре внимания первой в своём роде конференции ЕС и стран Восточного партнёрства, которая прошла в столице Грузии. Итогом работы тбилисского форума станут обобщенные методические рекомендации, полученные на основе выводов конференции: как создать пояс информационной безопасности для каждой страны отдельно и как совместно противостоять информационным диверсиям, от удара которых не застрахованы сегодня ни пользователи соцсетей, ни коммерческие структуры, ни целые политические кампании? В том, что это есть и что это работает, все мы совсем недавно могли убедиться во время выборов депутатов в белорусский парламент. Что будет в тренде в области пиара к следующей избирательной кампании, можно только предположить. В любом случае совет: не ведитесь на броские слова и яркую картинку, изучайте вопрос глубже.  

Очередные выборы в   парламент – событие, которое раз в четыре года показывает отношение людей к будущему в их стране. Вариантов может быть много, но классических – четыре. Два конструктивных – вы сами хотите избираться или четко понимаете, за кого будете голосовать как избиратель. И у вас есть четкий план работы или ожидания от того или иного кандидата. И два неконструктивных варианта: со старта вы уверены, что «все будет плохо» и «нет доверия этим выборам». И еще хуже – вы хотите прийти на выборы и испортить праздник. Кандидаты, которые не хотят быть кандидатами, их фейковые группы поддержки или уж совсем странные ребята со странными идеями. Все это всегда есть в «сопровождении» любой политической кампании. И в Беларуси этого было настолько немного, что над некоторыми историями, которые хорошо что вовремя пресекались, стоит просто посмеяться.

Выборы состоялись. В парламенте появились новые имена. И эти имена не могут нравиться всем. Молодость, красота или опыт, успешность, известность или, наоборот, скромность – обязательно у кого-то вызовут внутренние вопросы: а почему победил именно он? Потому что так распределились голоса пяти миллионов белорусов. И точно так же найдутся люди, которые голосовали именно за Марию Василевич, Тенгиза Думбазе или Людмилу Кибак-Макарину. Но на этом шатком мосту очень легко выстраивать домыслы. Чем и занимаются кандидаты, которые не прошли. 

Когда все-таки выборы идут своим чередом, а мини-нападки не находят серьезного отражения, в ход идет условное «приглашение на вечеринку». Например, предложение «потусить» молодежи на площади Свободы в Минске или на культовой разнузданной Зыбицкой. А теперь, внимание – вас или ваших детей зовут «потусить», и только потом, оказавшись в гуще событий, вы понимаете, что тусовка политическая. И кто даст гарантию, что тусовщик не превратится в пушечное мясо. 

Итог этой кампании – понимание, что столкновение с такими формами политического пиара – это только начало. И видеть белорусы это будут еще и в преддверии президентских выборов. Так что самая главная аналитика – у вас в голове. Парламентские выборы состоялись. Белорусы проголосовали так, как посчитали нужным. И уже в декабре новый созыв приступит к работе. А насколько он будет эффективным, об этом действительно можно будет дискутировать, думая о будущем страны.

Подробности – в видеоинформации.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Екатерина Круталевич