Проекты в науке и промышленности. Беларусь активно развивает сотрудничество с Новосибирской областью

Беларусь готова помочь Новосибирску с городским транспортом

Проекты в науке и промышленности. Беларусь активно развивает сотрудничество с Новосибирской областью

Именно Беларусь помогает многим российским регионам в решении транспортной проблемы. Например, Новосибирск, где устаревший и изношенный городской пассажирский парк, – одна из серьезных проблем. Обновление подвижного состава началось именно с автобусов МАЗ, сейчас подключился «Белкоммунмаш», который наладил в Сибири совместное с россиянами производство по выпуску трамваев. Вообще, Беларусь готова ускоряться в реализации значимых и взаимовыгодных проектов в российских регионах. Основной упор – на науку, импортозамещение и кооперацию.


«Гудбай, Америка» и не только. После введения рекордного количества санкций против России и Беларуси – сказать именно так пришлось вынуждено, но без трагизма. Зачем нам чей-то Чикаго, если есть свой – Сибирский? Именно так называли еще сто лет назад Новосибирск. Город, который, кажется, все время ставит перед собой рекорды и бьет их. Самый быстрорастущий город-миллионник, самое крупное муниципальное образование в России, здесь самый большой театр и поражающей длины улицы. На одной из них как раз принимаются самые важные решения для города и области. И все чаще их сейчас обсуждают именно с белорусами. 

Красный Проспект в Новосибирске – самая длинная улица в мире. Семь километров без поворотов. Если метафорично говорить об отношениях региона и Беларуси, то их строить стараются примерно так же: перспективно, надолго и предсказуемо.

До 2020-го Беларусь твердо входила в пятерку основных торговых партнеров Новосибирской области – и по экспорту, и по импорту. Товарооборот не опускался ниже пятисот миллионов долларов. Темпы снизила пандемия, изменение логистики и санкции. Но времени на перестройку отношений понадобилось немного. Мы уже прибавили 25% в товарообороте. 

Андрей Травников, губернатор Новосибирской области: «Отдельное спасибо белорусской стороне за то, что поддерживают знаковые для нас мероприятия. Особая благодарность за то, что белорусы всегда принимают участие в нашем форуме "Технопром". Это понятно. Именно в направлении науки и промышленности у нас есть интересные совместные проекты».

Сложений усилий Беларуси и России именно в науке – одна из ключевых тем нынешнего взаимодействия. Новосибирск уже полвека делает ставку на интеллект. Один из районов города – отделение Российской академии наук – стал «Академгородком». И он тоже, как многое Новосибирске, «самый». В Книгу рекордов Гиннесса занесена сама научная улица в мире. Всего 2,5 километра и 35 институтов. Каждый их, которых научился монетизировать разработки. Этот технопарк уже смог заработать полмиллиарда долларов. Для белорусов – пакет предложений: их зовут добывать технические алмазы, научно поучаствовать в разработке Новосибирских месторождений редкоземельных удобрений, обещан трансфер технологий по производству удобрений из сапропелей, будет налаживаться кооперация в импортозамещении семян. Но главное – мы присоединяемся к сибирскому проекту «Скиф» – созданию кольцевого излучателя фотонов.

Дмитрий Крутой, Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в России: «Это огромная установка четвертого поколения, стоимостью 1 миллиард долларов. Через два года она будет вводиться в строй. И одна из станций этой установки, она будет зарезервирована именно для белорусов. Сейчас вопрос нашего наполнения. Что мы там хотим. Академия должна очень оперативно свои предложения представить».

Основными остаются темы взаимодействия в промышленности и кооперация. Главное ожидание новосибирцев – наш транспорт, где устаревший и изношенный городской пассажирский парк – одна из самых серьезных проблем. Обновление подвижного состава началось именно с автобусов МАЗ, сейчас подключился «Белкоммунмаш», который наладил в Сибири совместное с россиянами производство по выпуску трамваев. А уже в следующем году из Минска сюда приедет первый электробус.

Анатолий Локоть, мэр г. Новосибирск: «Нам будет поставлен для испытаний в наших непростых зимних условиях электробус производства Беларуси, минского завода. Это очень важно психологически, потому что надо показать, что он может работать и в таких температурах. А у нас бывает -40°С, летом – +30°С. Такая амплитуда довольно большая. Если все получится, то будет хорошо для производителя, для нас, мы выйдем на какие-то решения, чтобы развивать свой электротранспорт дальше».

Вообще, новосибирцы хотят больше белорусских товаров. Предлагают строить торгово-логистический центр. Пока самый успешный пример работы товаропроводящей сети в этих широтах у МТЗ. Сейчас в год из Новосибирска уезжает 2,5 тысячи тракторов в 24 региона России. Говорят, что готовы увеличить продажи минимум процентов на 20. 

Уже весной в Новосибирске ждут большую правительственную делегацию из Беларуси, во втором полугодии в Минск приедет местный губернатор. Практически каждый месяц обмен визитами на уровне руководителей министерств и промышленников. Словом, расстояние в 3,5 тысячи километров совсем не максимум, когда целью ставят взаимовыгодное сотрудничество и реальную кооперацию. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская