То, что однополярный мир постепенно, но неотвратимо рушится, доказывают и попытки Запада хоть как-то удержать за собой право диктата. Еще недавно право на доминирование маскировали красивыми идеями и лозунгами. Мол, мы за свободу в экономике – рынок определяет цены везде. А вмешиваться государство не должно. Пусть корпорации приходят и властвуют. Корпорации, разумеется, западные.
Если же свободой начинают пользоваться, скажем, китайские производители, тут же включаются защитные инструменты. Вот свежий пример: американские власти ввели запрет на продажу в стране нового телекоммуникационного оборудования от пяти крупных китайских компаний, в том числе Huawei и ZTE. Причина – соображения национальной безопасности. И так повсеместно.
А вот еще один пример – потолок цен на российскую нефть. Евросоюз и «большая семерка» не будут покупать углеводороды дороже 60 долларов. Что это, если не картельный сговор, за который Запад не так давно критиковал всех подряд. И это решение может стать энергетическим суицидом для всего ЕС. Здесь уже не потолок – впору пробить дно.
Так, американское The Hill считает, что 60-долларовая планка есть не что иное, как признак «надвигающегося исторического фиаско». Ведь на мировом энергорынке фактически не осталось свободной нефти. И велик риск, что цены просто взлетят.
Потолок ледяной. Наступившая зима в Европе уже бьет рекорды – такого холода не было почти сто тридцать лет. Дальше – больше, прогнозируют синоптики. Газ на фоне грядущего похолодания уже 1700 евро за тысячу кубометров. Из энергохранилищ отобрана четверть всего заготовленного. Но пока жировки бьют по карманам налогоплательщиков, европейские власти и США снова решили ударить по России – запретом на поставки нефтепродуктов и потолком цен на нефть, т. е. минимально возможной ценой за баррель. Здравствуй, дорогой бензин и дополнительная инфляция.
Владимир Путин, президент России: «Мы не станем поставлять энергоресурсы в те страны, которые ограничат цены на них. Тем, кто вместо делового партнерства и рыночных механизмов предпочитает шулерские уловки и беспардонный шантаж, а мы в такой парадигме политической живем уже десятилетиями, хочу сказать: мы не будем действовать себе в ущерб».
60 долларов за баррель. Такую предельную цену за российскую нефть согласовали страны «Большой семерки» и Евросоюз. Каждые два месяца этот показатель будет пересматриваться, чтобы стоимость оставалась как минимум на 5% ниже среднерыночной цены, установленной Международным энергетическим агентством. Если нефть торгуется дороже, судоходным, страховым и перестраховочным компаниям теперь запрещено заниматься такими перевозками и выдавать на фрахтовку суда. За нарушения – штрафы и лишение госфинансирования. По сути дела, это крах всех правил рыночной экономики.
Александр Новак, вице-премьер России: «Мы считаем, что этот инструмент не рыночный, не эффективный, грубо вмешивающийся в рыночные инструменты. Противоречит всем правилам, тому же ВТО, например… Такое вмешательство, мы считаем, только может привести к еще большей дестабилизации рынка, к дефициту энергетических ресурсов на рынке, к снижению инвестиций. Это может коснуться не только нефти, но и других продуктов, которые торгуются сегодня на рынке. Коснуться не только России, но и других стран».
То, что санкции используют не только как инструмент «сдерживания», но и как механизм передела рынка, все его участники точно поняли в этом году. Газ, уголь, калийные удобрения, военное и фармацевтическое лобби: там, где нельзя взять потребителя за счет конкурентоспособности и себестоимости, в ход сразу идут политические маневры. Пакеты с пакетами санкций выдаются один за другим. Не гнушаются даже диверсиями. Блокирование «Северных потоков» – и вместо дешевого российского дорогой американский сжиженный газ идет в Европу, отказ от удобрений из Минска и Москвы: канадский калий тут же занимает эту нишу. И так считать – не пересчитать.
В случае с любыми санкциями можно даже вспомнить знаменитое французское: «ищите женщину», только здесь, чтобы было точнее, – «ищите бенефициара», т.е. выгодополучателя. Политика становится удобной маскировкой для изменений в экономике, а именно для глобального передела рынка. Россию как крупнейшего экспортера уже давно хотят выбить из первого экономического эшелона, отзывается это и на экспортных позициях Беларуси. Все ниши, которые мы занимали, выигрывая в парадигме «цена-качество», у нас отбирают за счет картельных сговоров, а на самом деле путем шантажа и давления. Бенефициар здесь как раз один – США. Не случайно в кулуарах, после каждого нового пакета санкций, европейцы рассказывают, что на них надавили.
Поводом в последнее время называют, конечно, ситуацию на Украине. Но причина на самом деле – банальные региональные торговые войны. Вспомним, опять же, белорусские калийные удобрения. За нами было 20% мирового производства и почти 5% от всего мирового экспорта. Лакомый кусок для любого конкурента. Так же и с нефтью. Именно в России добывают самую качественную нефть. Из нее делают бензин и Евро-5, и Евро-6. В связи со спросом цены, понятно, растут. Бюджет России пополняется. А как проще всего бандиту, ничего не делая, поиметь с этого прибыль? Банально – залезть в чужой карман. Просто заставить хозяина бензоколонки отдать тебе топливо даром.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Одно дело, что любая страна сможет прожить без "Теслы" и "Айфона", другое дело, что никакая страна прожить без топлива, электроэнергетики и тепла не может. И в этом плане оказалось, что значение тех товаров, которые Россия предоставляет на международный рынок, гораздо больше, чем считалось раньше… Это все не на пользу потребителю. Теперь короткое транспортное плечо уходит. Теперь долго, дорого доставлять. И мы везем в Азию дольше. И нам нужно больше танкеров. И те, кто приходит в Европу, тоже перекладывают затраты на конечного потребителя».
И нефть, несмотря на все «полы с потолками», Россия будет продавать на рыночных условиях. Тем, кто согласен покупать и платить. Поставки уже заметно переориентированы. Активнее всего в эту партию сейчас включается Индия. Ранее не входившая даже в десятку потребителей российской нефти, сейчас она в лидерах. Не только по объемам, но и по перевозкам. Кроме того, Дели обещано участие в проектах по добыче углеводородов, в том числе на Дальнем Востоке и на арктическом шельфе Российской Федерации. Нефть эту Индия, конечно, перепродаст. Не исключено, что тем же европейцам. Только значительно дороже.
Субраманьям Джайшанкар, министр иностранных дел Индии: «Для нас Россия – надежный и проверенный временем партнер. Мы рассчитываем на сохранение своих преимуществ в энергетическом вопросе. На сегодняшний день Индия является крупнейшим потребителем нефти и газа. И я скажу вам откровенно, мы считаем, что отношения с Россией принесли нам пользу».
И не исключено, что этой пользы для Азии, Ближнего Востока, а упущенных возможностей для Европы, будет еще больше. Нефть точно будет дорожать. Страны ОПЕК и Россия договорились сократить добычу нефти на 2 миллиона баррелей в сутки. Это рекорд с 2020 года. А если Москва вдруг тоже захочет повести себя «не спортивно» и применить, как это делают бывшие партнеры, некоторые лоббистские возможности, то такие рычаги у нее тоже есть.
Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России: «Очень высокая степень вероятности того, что Россия будет содействовать запрету на поставки нефти и нефтепродуктам всем странам, вводящим потолок цен из стран соглашения ОПЕК+».
По сути, это полноценная торговая война. До упора в тот же потолок. Поскольку санкции – обоюдоострая бритва. Каждый, кто размахивает ею, обязательно исполосует и сам себя.
Подписывайтесь на нас в Telegram