Почему гражданство – не право, а ответственность и кого действительно можно назвать белорусом? Рубрика «Будет дополнено»

Почему гражданство – не право, а ответственность и кого действительно можно назвать белорусом? Рубрика «Будет дополнено»

С августа прошлого года белорусское гражданство получили более 5,5 тысяч иностранцев. Большая часть из них – украинцы. Они не просто нашли второй дом, а обрели права наравне с белорусами. При том остаются люди, для которых, судя по всему, гражданство их Родины – пустой звук. Вроде уехали за рубеж, а вредить и дальше пытаются. Так могут ли они белорусами зваться?! Лишить нельзя оставить – пока юристы страны по следам прошедшего совещания у Президента не просто расставляют запятые в правовых новеллах, считай, ломают головы над списком правил гражданина – Влада Карницкая дополнит тему. 

 «Особенно важна одна вещь: согласие между нами. Важно, чтобы мы не позволили себе разделиться». Это – цитата экс-канцлера Германии. Восемь лет назад в новогоднюю ночь так Ангела Меркель заступалась за мигрантов. Слова понятны – в них есть радушие и милосердие, и мы, по сути, тоже идем похожим путем. И подадим, и накормим, и в свой дом пустим. Но что в итоге получилось в европейском сценарии – страны союза заполонили все, кто угодно, но не европейцы, миллионы и миллионы людей спят и видят бельгийский, французский и немецкий паспорт, местами множится криминал. Почему этот путь не наш – дополним тему.    

Начну издалека. Я родилась в Советском Союзе. Если точнее – в БССР. И свидетельство о рождении соответствующее есть. 

В нем написано, что отец у меня белорус, мама – русская. Моя национальность не прописана никак. И никакой «чрезвычайщины» лично я в этом не вижу, потому что я и без того точно знаю, кто я. 

Все мы жили в одной стране, и гражданство у нас было единым. А если точнее – национального гражданства как такового не существовало. Или на него попросту не обращали внимание. Граждане одной огромной страны могли ездить по ней, селиться, где им нравится, и обретать свой дом: россияне – в Киргизии, узбеки – в Грузии, ну, вы поняли, а может, и помните. Но! 

Когда произошел раскол Союза, именно институт гражданства стал тем фактором, который послужил становлению национализации государств. Законы о гражданстве стали одними из первых, которые принимались. И не всегда они работали во благо. Вспомнить хотя бы Латвию, где институт гражданства служил условной сегрегацией – русский или латыш. Бог с ними! Как говорится, у каждого свой путь. С чем точно не поспоришь, так это с тем, что именно гражданство определяет принадлежность тебя к определенной стране. Суть у всего этого законотворческого процесса была одна – установить правила, по которым придется жить. Почему говорю: придется?! А потому что гражданство – это связь между государством и гражданином. И здесь, как в любых отношениях, должны быть взаимные права и обязанности. Вот потому на гражданство скорее правильнее смотреть не как на право, а как на ответственность.

Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального Собрания Беларуси: «Давайте вспомним великое стихотворение Янки Купалы "А хто там iдзе?": "А хто там iдзе ў агромністай такой грамадзе?" Грамадзе – грамадства – это синонимичные слова. Мне кажется, что здесь уже говорится о том, что есть гражданство, или вспомним знаменитую песню Марка Бернеса – "С чего начинается Родина". Там есть такие интересные строчки: "А может, она начинается со стука вагонных колес и с клятвы, которую в юности ты ей в своем сердце принес". Это вне всякого сомнения – логика судьбы и логика ответственности. И в некоторой степени это свойственно не только нашей цивилизации, нашим народам. Это так же встречается и в других странах. В Британии, например, есть очень интересное выражение: хорошая или плохая – это моя страна. Это означает, что британец будет защищать свою страну от любого внешнего враждебного воздействия, невзирая ни на что».     

Именно гражданство определяет человека. Диктует, кто он, направляет по жизни, согласно традициями и устоями его народа. Словом, ценность. Жаль только то, что некоторые белорусы, кто получил его по рождению, забывают о ценности. Ведь его легко и утратить. А тем временем в мире масса людей, которые ради этого гражданства готовы пусть не на все, но на многое. 

И именно потому в нашей стране государственная позиция – «за» то, чтобы принимать на своей территории таких людей. И давать им убежище. Беларусь – самодостаточное государство, Беларусь – открытая. Так почему же не предоставить защиту тем, кто в этом очень нуждается? 

А для некоторых, считай, единственный возможный путь. Только с февраля в Беларусь прибыло несколько десятков тысяч украинцев. И дальше этим людям идти не куда. Понятное дело, здесь люди обосновываются, находят работу, отправляют детей в сады и школы – жизнь продолжается. 

И остро встает правовой вопрос. В классической модели, чтобы получить белорусское гражданство, на территории страны надо прожить пять лет (это правило, кстати, используется во многих государствах, цифры варьируются плюс – минус годы) или купить недвижимость. В специальном документе еще несколько пунктов, можно эти условия перечислять долго. К тому же комиссия все досконально проверит. Направо и налево белорусские паспорта не раздают.

Но есть те, кто не прожил в стране пять лет. А гражданство получают. Указом Президента разрешено. И вот какая логика – живет себе украинский мигрант где-нибудь в Калинковичах. Свой долг перед государством выполняет – трудится, платит налоги, не нарушает местные законы, уважает обычаи и народ. Согласитесь, значит, достоин прав, которые гарантирует это государство. Если резюмировать – не навреди, уважай, приноси пользу. Словом, заслужи – и будешь зачислен в наши ряды. 

Совершенно логично остро встает вопрос, как же относиться к тем, кто их (эти права и обязанности) не соблюдает. Можно ли считать гражданами своей страны?! Мне кажется, проступки, а иногда и преступления по отношению к государству – это уже добровольный отказ гражданства. То есть этими действиями человек демонстрирует незаинтересованность и ненадобность в белорусском паспорте. Нельзя быть гражданином своей страны, уничтожая ее. 

Давайте по-честному, да, любить не обязательно, хотя я бы поспорила, но вот что-что, а уничтожать точно нельзя. Меня зовут Влада Карницкая, и я дополнила тему. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Влада Карницкая
География:
Беларусь