Вы, конечно, слышали об инциденте с самолётом «Белавиа», который в пятницу вылетел в Минск по расписанию, но за 50 километров до границы был принудительно (под угрозой поднятия истребителей) возращён в аэропорт Киева. В субботу в МИД был вызван временный поверенный в делах Украины в Беларуси, где ему была вручена нота протеста в связи с действиями украинской стороны.
Этот рейс можно было назвать рядовым. Васильковый лайнер «Белавиа» вылетел из Киева в 15.25 согласно расписанию. Но спустя десять минут диспетчер вдруг вышел на связь с экипажем и почему-то не по-английски, а по-русски потребовал немедленно вернуться в аэропорт вылета. Иначе, мол, в воздух поднимут истребители.
Самолёт вернулся в аэропорт «Жуляны», после чего на борт поднялись украинские силовики и вывели одного из пассажиров. Им оказался журналист, гражданин Армении, работающий в Киеве и проживающий в Москве – Армен Мартиросян. Его считают одним из лидеров Антимайдана, к тому же, он постоянно критикует нынешнюю украинскую власть.
Елена Гитлянская, пресс-секретарь Службы безопасности Украины: «Служба безопасности получила информацию, что иностранный гражданин, который уже находился на борту самолёта “Белавиа”, имел определённую информацию, и это могло угрожать национальной безопасности Украины. Было принято решение попросить «Украэрорух» задержать самолёт, но пока пришла команда – самолёт уже успел вылететь… Информация, которая у нас была, была основательной для того, что пойти на такой шаг. Это нормальная мировая практика, когда идёт речь об угрозе не только для пассажиров, но и в целом для страны, её национальной безопасности».
Но по всей видимости, информация не подтвердилась. Как позже сообщил сам Мартиросян, украинские спецслужбы в поисках накопителя информации обыскали все его вещи и… отпустили. Следующим же рейсом журналист вылетел в Минск.
«Буду подавать иск в суд для оспаривания противоправных действий в отношение меня со стороны украинских властей. Пройдусь по вертикали украинских и европейских судов». Это высказывание Мартиросян сопроводил фотографией, сделанной на борту того самого белорусского «Боинга». Самолёт с оставшимися пассажирами, к слову, вылетел в Минск сразу после дозаправки и приземлился в Национальном аэропорту с опозданием в полтора часа.
Игорь Чергинец, заместитель генерального директора авиакомпании «Белавиа»: «Я надеюсь, всё выяснится, и власти дадут этому инциденту правильную оценку. Думаю, что это должно повлиять на выполнение рейсов двумя странами».
Однако и оставить без внимания угрозу инцидент нельзя. Чикагская конвенция, регламентирующая полёты гражданской авиации, запрещает применять оружие и подвергать опасности и самолёт, и пассажиров. Неудивительно, что в Службе безопасности Украины опровергают, что имели намерение поднять в воздух истребители.
Александр Ткачук, начальник аппарата главы Службы безопасности Украины: «Такой информации, что готовился подъём в воздух каких-то военных самолётов, у нас нет абсолютно. И, я думаю, что это абсурдно думать, что военные летательные аппараты могут быть использованы против гражданского борта. Мы не можем комментировать вопросы исполнения полётов гражданскими самолётами – это не наша компетенция, но то, что в связи с этой ситуацией могли быть подняты в воздух истребители, на мой взгляд, это абсурдная информация».
Абсурдна ли эта ситуация, намерены разобраться и дипломаты. Белорусский МИД вручил ноту временному поверенному в делах Украины в Беларуси и вместе с извинениями потребовал возмещения всех финансовых издержек, вызванных действиями украинской стороны. «Белавиа» в свою очередь готова обнародовать расшифровку диалога пилота и диспетчера. Учитывая, что это технически сложный процесс, точку в этой истории пока ставить рано.
Подписывайтесь на нас в Telegram