Министерство иностранных дел нашей страны вручило ноту Временному поверенному в делах Украины, в которой выражен протест по поводу принудительного возврата белорусского самолёта в Киев. История получила резонанс и вышла на дипломатический уровень.
Boeing-737 вылетел в Минск из киевского аэропорта «Жуляны» по расписанию – в 15:25. На борту – 136 пассажиров и 6 членов экипажа. Когда до Беларуси оставалось совсем ничего (50 километров), командир самолёта получает информацию от украинского диспетчера немедленно вернуться в аэропорт вылета. Причины не объяснялись, но в своём рапорте пилот сообщил: «Если команда диспетчера не будет выполнена, в воздух поднимут истребители».
Разворот – и через полчаса васильковый лайнер садится в «Жулянах». Пассажирам объясняют: это технические причины. Спустя полчаса на борт поднимаются украинские силовики и просят одного из пассажиров пройти с ними.
Елена Гитлянская, пресс-секретарь Службы безопасности Украины: «Службы безопасности получила информацию, что иностранный гражданин, который уже находился на борту самолёта “Белавиа”, имел определённую информацию, и это могло угрожать национальной безопасности Украины. Было принято решение попросить “Украэрорух” задержать самолёт, но, пока пришла команда, самолёт уже успел вылететь. Информация, которая у нас была, была основательной для того, что пойти на такой шаг. Это нормальная мировая практика, когда идёт речь об угрозе не только для пассажиров, но и в целом для страны, её национальной безопасности».
Как позже выяснилось, снятым с самолёта пассажиром оказался блогер и журналист Армен Мартиросян. Гражданин Армении, живёт в Москве, работает в Киеве. В Украине его считают известным активистом Антимайдана. Он не единожды критиковал нынешнюю украинскую власть.
Армен Мартиросян, глава правления международной общественной организации «Гражданский союз»: «В Украине создалась ситуация, которая вызывает очень большое опасение. Сегодня ни для кого не секрет – здесь очень серьёзные экстремистские веяния. Вчерашнее создание Национальной гвардии... Давайте говорить так: в какой стране мира может создаваться вооружённое формирование (как бы его ни называли – Национальная гвардия)? Это просто абсурдно».
Украинские силовики общались с задержанным всего около двух часов. После этого отпустили. На своей странице в Facebook пассажир был лаконичен: «Как и что было... Какие меры буду предпринимать… Расскажу после консультаций с юристами».
Спустя три часа Мартиросян вылетел из Киева в Минск уже другим рейсом «Белавиа». Первый же борт (который развернули) после дозаправки тоже благополучно вылетел из Жулян и с опозданием на полтора часа, но уже без внештатных ситуаций, добрался до Национального аэропорта.
Полёты гражданской авиации чётко регламентированы Чикагской конвенцией ещё в 1944 году. Все страны, которые её ратифицировали, должны соблюдать пункты соглашения. В частности, статью третью первой главы: «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полёте, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна».
Совет безопасности Украины отрицает информацию об истребителях, которые якобы были готовы подняться в воздух для перехвата белорусского лайнера. В силовом ведомстве Украины считают, что никаких угроз не было.
Александр Ткачук, начальник аппарата главы Службы безопасности Украины: «Такой информации, что готовился подъём в воздух каких-то военных самолётов, у нас нет абсолютно. И я думаю, что это абсурдно думать, что военные летательные аппараты могут быть использованы против гражданского борта. Мы не можем комментировать вопросы исполнения полётов гражданскими самолётами – это не наша компетенция. Но то, что в связи с этой ситуацией могли быть подняты в воздух истребители, на мой взгляд, это абсурдная информация».
В инциденте намерены достаточно серьёзно разобраться и белорусские дипломаты. Министерство иностранных дел вручило ноту Временному поверенному в делах Украины в Беларуси. В документе заявлен протест в связи с принудительным возвратом белорусского воздушного судна. Также подчеркнуто: «белорусская сторона ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых затрат и издержек, вызванных действиями украинской стороны». В авиакомпании «Белавиа» тоже удивлены тем, что случилось в украинском небе.
Игорь Чергинец, заместитель генерального директора авиакомпании «Белавиа»: «Я надеюсь, что это не повлияет, этот инцидент, всё выяснится. И власти дадут ему правильную оценку. Я не думаю, что это должно повлиять на выполнение рейсов двумя странами».
Ясность в истории в небе могут внести запись переговоров украинского диспетчера и белорусского экипажа. Сейчас идёт расшифровка диалога. В Киеве обещают разобраться, но настаивают: диспетчер – гражданский человек и не имел никаких оснований упоминать про угрозы истребителей. Впрочем в Минске тоже есть запись диалога диспетчера и экипажа – её сейчас изучают.
Подписывайтесь на нас в Telegram