«Могло произойти страшное»: кто хотел сжечь дом депутата Олега Гайдукевича? Подробности покушения

«Могло произойти страшное»: кто хотел сжечь дом депутата Олега Гайдукевича? Подробности покушения

Кто хотел сжечь дом депутата Олега Гайдукевича? Комитет госбезопасности задержал более 20 человек, причастных к этому и другим нападениям. Злоумышленники (а судя по криминальному набору, их впору называть террористами) шли на радикальные меры, чтобы угрожать, держать в страхе и в конце концов уничтожать тех, кого считали своими врагами. Все это должно было сниматься на видео и распространяться в интернете. С целью устрашения. Но был и другой мотив. 


Пригород Минска, деревня Семково. Три бутылки с зажигательной смесью летят во двор частного дома, принадлежащего депутату Палаты представителей Олегу Гайдукевичу. Один коктейль Молотова попал в дом, два других – на парковку. Сработал только один самодельный заряд. На утро о резонансном преступлении говорила вся страна. 

Олег Гайдукевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Один коктейль Молотова попал на стоянку, который сработал. По счастливой случайности, там не было машины. Если бы была, она, конечно бы сгорела. Второй коктейль попал в крышу. Она мягкая, андулин, и отскочил. Третий попал в подоконник. И по счастливой случайности не разбился. В тот день было 35 градусов жары. Елки везде. Соседские крыши. Если бы загорелось, не было бы ни дома, ни людей. Могло произойти страшное».

Двор достаточно компактный. А окно, в которое попал несработавший заряд, в спальне дочери политика. Атаку Олег Гайдукевич связывает исключительно со своей профессиональной деятельностью.

Олег Гайдукевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Бьют по тем людям, которые имеют свою точку зрения. Чтобы запугать остальную часть общества. Чтобы люди боялись работать, говорить. Вот какую демократию и свободу нам готовили. Убежден, что такие люди не могут действовать бесплатно. Большинство еще и зарабатывает на этом».

По факту нападения на дом возбудили уголовное дело по статье «Акт терроризма». В то время Олег Гайдукевич еще не знал, что за преступниками уже некоторое время ведется наблюдение, а вся шайка под колпаком. И да, огню не дали бы разгореться. 

Константин Бычек, заместитель начальника Следственного управления Комитета государственной безопасности Беларуси: «По соображениям конспирации ни Гайдукевич, ни члены его семьи не были посвящены в проводимые мероприятия. Такое решение приняли, потому как любое нехарактерное поведение могло насторожить злоумышленников, что в перспективе существенно усложнило бы установление личности и нейтрализацию всех участников экстремистского формирования. В день совершения теракта в отношении Гайдукевича КГБ был принят исчерпывающий перечень мер, исключающий повреждение имущества, а также жизни и здоровью».

Забегая вперед, скажем, что экстремисты выбирали жертв, следили, составляли график, когда, где и в какое время они бывают. Планировали и согласовывали объекты нападения с иностранным координационным центром. Выбирали тех, кто заметит, чтобы создать максимальный резонанс вокруг своих нападений.

Как вышли на группу. Для слежки за потенциальными жертвами экстремисты решили использовать современные технологии. Именно GPS-трекер, который использовали в качестве радиомаячка, и выдал злоумышленников. Прибор спрятали в автомобиле сотрудника милиции. Милиционер его обнаружил. Все остальное, что называется, дело техники. GPS-трекеры используют сеть мобильных операторов. Сигнал от передатчика приходил на телефон жителя Борисова Владислава Войтеховича. За ним установили наблюдение. Оказалось, что в преступную группу по совершению поджогов и терактов он включил большинство своих родственников. Войтеховичей не задерживали, чтобы установить всех лиц в преступной цепочке: участников, пособников, заказчиков, тех, кто переводил деньги.

Константин Бычек, заместитель начальника Следственного управления Комитета государственной безопасности Беларуси: «Было установлено, что Войтеховичи планируют несколько террористических атак. В качестве потенциальных жертв ими рассматривались депутат Палаты представителей Олег Гайдукевич, ведущие государственных телеканалов, бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, а также судьи. В качестве способов Войтеховичи рассматривали уничтожение имущества этих лиц путем поджога, похищение этих лиц и пытки с целью видеозаписи так называемых покаянных видео».

Очевидно, что Войтеховичи планировали акции устрашения, теракты и поджоги, допуская, что в их результате могут погибнуть люди. За участниками преступной группы было установлено наблюдение. Вот фрагмент того, что обсуждали в этой семье. Речь о поджоге дачи вместе с судьей Борисовского района. Нападения собирались снимать на видео. Владислав приобрел камеру и квадракоптер. Параллельно шла подготовка к покушению на Гайдукевича.

На надувной лодке Войтехович проводит рекогнасцировку: водоем расположен в непосредственной близости от дома Гайдукевича. Попивая пиво, изучая местность и определяя пути отхода. План подготовили быстро, достаточно простой. В районе деревне Семково семья Войтеховичей выберется якобы на пикник, во время которого и произойдет нападение. На месте провели разведку и спрятали в тайник те самые бутылки с зажигательной смесью.

Несмотря на то, что дом не сгорел, а Гайдукевич не погиб, решили продолжать. На этот раз жертву выбрали недалеко от собственного дома. В Печах, что под Борисовом, должен был сгореть автомобиль судьи. Действовать снова решили ночью. Но и здесь удача преступникам не сопутствовала. Экстремистов задержали. Стали известны и мотивы, и те, кто помогал, и кто перечислял деньги из-за границы.

Константин Бычек, заместитель начальника Следственного управления Комитета государственной безопасности Беларуси: «Задержано более 20 человек. Непосредственные исполнители и их пособники. Они использовались в качестве курьеров для передачи денег, лица, осуществлявшие помощь в наблюдении, лица, снабжавшие исполнителей видеоаппаратурой для последующей записи терактов и передачи видео иностранным заказчикам. Войтеховичи не были идейными борцами. Их действия продиктованы  корыстным мотивом. За свои террористические атаки они получали крупные суммы денег из-за границы, то есть по сути являлись наемниками».

Являлись наемниками с низкой квалификаций. Но какие могли бы быть последствия от их деятельности? Следствие продолжается. Акт терроризма – статья уголовного кодекса, предусматривающее серьезное наказание. В зависимости от последствий экстремистам, выбравшим такие способы выражения своей позиции либо попытавшимся подзаработать преступным путем, грозит от восьми лет лишения свободы до пожизненного заключение, а в ряде случаев – смертная казнь. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Алексей Кряквин
География:
Беларусь