Лукашенко: Мы идем в Африку не для того, чтобы нести иллюзорные демократические ценности, но чтобы работать на благо народа

Так сложилось, что дипломатическим отношениям Беларуси и Зимбабве пошел 31-й год. В Минске был и нынешний президент Эммерсон Мнангагва, правда, в другом статусе, а вот для нашего Президента эта поездка в Зимбабве стала первой

Лукашенко: Мы идем в Африку не для того, чтобы нести иллюзорные демократические ценности, но чтобы работать на благо народа

Какие интересы могут связать нашу страну и, кажется, далекую от нас Республику Зимбабве? Вот концептуальный ответ от Александра Лукашенко, который несколько дней провел за переговорами со своим коллегой Эммерсоном Мнангагвой (это тоже знаковый политик на континенте), это сотрудничество во имя развития стран. А не против других.  


Основа экономики Зимбабве – сельское хозяйство. В стране почти 20 миллионов гектаров сельхозугодий. Но добиться хорошего урожая и накормить почти 16 миллионов человек непросто: жаркий климат – от субэкваториального до тропического, почвы с разной кислотностью. Не хватает осадков. Это значит, что нужны системы орошения, удобрения и техника.

Моника Чинамаса, представитель Зимбабвийского национального союза фермеров: «Нам, фермерам, очень нужны ваши знания. Скажу так: больше знаний – больше фермеров. Ну и ваше машиностроение – без него в полях уже никак».

Вот так белорусский трактор бороздит зимбабвийские просторы. Почти 2 тысячи единиц сельхозтехники приехали из Беларуси только за последние три года. О тонкостях в обработке африканской почвы хорошо знает один из поставщиков – Минский тракторный завод, как, впрочем, и о своих конкурентных преимуществах.

Виталий Вовк, генеральный директор Минского тракторного завода: «Надежность, долговечность, простота, обучение, и самое важное, что мы с нашими партнерами предлагаем не только трактор, а мы предлагаем технологию. Это и плуг, это и сеялка, это посевные агрегаты».

И обучают, как использовать технику и как ремонтировать, на месте, в Зимбабве. Условия есть: в столице Хараре работает сервисный центр, есть и филиалы, и склад запчастей.

Виталий Вовк, генеральный директор Минского тракторного завода: «Нельзя просто так взять и поставить. Конкуренты поставляют такой, скажем, нишевый товар. А мы пошли немного дальше. Опять же с нашим экспортером мы поставляем тракторы с мощностью 150–200 сил и эту технику оснащаем кондиционерами».

Еще почти 4 тысячи единиц техники поставим в ближайшие полтора года. Об этом договорились во время визита Александра Лукашенко на юг Африки. Так уж сложилось, что дипломатическим отношениям Беларуси и Зимбабве пошел 31-й год. В Минске был и нынешний президент Эммерсон Мнангагва, правда, в другом статусе, а вот для нашего Президента эта поездка в Зимбабве стала первой. Но точно исторической и знаковой. Аутентичный прием, встреча лидеров у трапа самолета, насыщенные переговорные дни, неформальное общение.

Кому-то такая встреча может показаться откровенной, эксцентричной. Все-таки мы, белорусы, привыкли к более сдержанному поведению и картинке подобных церемониалов. Но это Африка, их культура и показатель искреннего расположения к гостю. Президент Зимбабве потом без ложной скромности даже скажет, что у них с Александром Лукашенко случилась «химия». Так и есть: и в переносном смысле, и буквально. Беларусь, в свою очередь, готова подставить плечо и поставить нужные товары: и технику, и продукцию химической промышленности, т.е. удобрения.

Экономически давят еще с начала нулевых. И по мнению Байдена, Зимбабве «продолжает представлять чрезвычайную и экстраординарную угрозу внешней политике США». Как может «угрожать» Вашингтону аграрная страна за 13 тысяч километров, которая мечтает каждый год собирать большой урожай пшеницы, чтобы себя обеспечить? И что получилось сделать в прошлом году.

Эммерсон Мнангагва, президент Зимбабве: «Именно благодаря Беларуси мы решили вопрос продовольственной безопасности. Зимбабве хочет дружить со всеми и не быть врагом никому. Ведь не может быть так, что одна страна – лошадь, а другая – погонщик».

Образно сказано, но как еще передать словами навязанный западом формат отношений и колониальное прошлое? Лондон – тоже один из санкционеров и тот самый колонизатор. Зимбабве – бывшая колония Великобритании Южная Родезия, независимость которой была признана только в 1980 году. Но этот факт почему-то не мешает в наше время в парламенте Великобритании обсуждать внутренние дела Зимбабве. Колониальная участь, стоит сказать, постигла большинство стран Африки. Внутри колониальной системы им старались отвести роль сырьевого придатка, поставщика важного товара. Будь то нефть, газ, медь, золото или алмазы. Может, поэтому США видит угрозу в зимбабвийцах? Или это злость и зависть? Или предмет торговли? На то, что в недрах других стран есть то, что не принадлежит США?

Так и получается, что полезные ископаемые для Зимбабве и проклятие, и награда. А их наберется внушительный список. В стране добываются хромовые, железные и медные руды, металлы платиновой группы, каменный уголь, никель, кобальт, олово, серебро. Насчитывается тысячи месторождений золота. Есть залежи угля, графитовых руд, фосфатов, природных строительных материалов (доломитов, известняка, асбеста, глины), руд бериллия, тантала, магнезита. Богата земля изумрудами и алмазами. Добывается и корунд. Этот минерал нужен и для ювелирного дела, и для лазеров и оптических устройств. А еще Зимбабве – крупный производитель лития в мире. А он нужен сейчас практически всем: для зеленой энергетики, литий-ионных батарей и автомобилестроения. И Запад хочет покупать сырье по дешёвке, поэтому Зимбабве была вынуждена запретить экспорт необработанного лития. Ведь многие не могут избавиться от колониального мышления и предпочитают вести дела с позиции силы. Беларуси это знакомо, но, как и для Зимбабве, совершенно неприемлемо.

Но сделать вместе лучшим завтра можно уже сегодня, что и показала Беларусь. Вот так наши тракторы красовались на палящем африканском солнце в Институте сельского хозяйства, где прошла долгожданная церемония передачи белорусской техники. Ей смогут возделывать африканскую землю для выращивания и пшеницы, и кукурузы, и хлопка, и табака (это важная экспортная культура).

Что еще раз показывает разность подходов. Даже наложив санкции, Запад надеется выжать больше газа из Африки. Хотя она сама нуждается в этом газе. Беларусь готова на равных работать, без стереотипов и предрассудков.

Андрей Савиных, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «У нас есть целый спектр технологий, который позволят создавать продукты, проблемой является платежеспособный спрос, но Африка может предложить свои ископаемые, у нас хорошие перспективы».

Эксперты предрекают: Африка станет одним из самых быстроразвивающихся регионов в мире. А с такими запасами полезных ископаемых можно делать технологических рывок.  Строить, развивать инфраструктуру, получать технологии и обучаться им, а не быть средством в руках колонизаторов для выкачивания ресурсов.

Сергей Алейник, министр иностранных дел Беларуси: «Запад пытается сохранить модель мироустройства, Африка имеет шанс сформировать свой полюс. Мы в отличие от Запада не заинтересованы мешать, а готовы содействовать. Визит Президента подтвердил правильность модели. Скажу в качестве инсайда, визит открывает череду в дальние дуги. График планируется интенсивный».

Африка все чаще выступает с единых политических позиций. Растет внутриафриканская коммуникация и торговля. У Беларуси есть дипломатические отношения с 51 страной африканского континента. Это хороший задел для будущих проектов. Нам интересен и сосед Зимбабве – Мозамбик. Эммерсон Мнангагва уже вызвался помочь наладить более тесный контакт.

Сергей Рачков, председатель постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности: «Африка сегодня – очень перспективный континент. Население более 1,5 миллиардов человек. 20% мировой суши. За последнее десятилетие совокупный валовый внутренний доход стран Африки увеличился в 1,5 раза, превысил 2,5 триллиона долларов. Африка очень стремительно развивается. Достаточно сказать, что ежегодно на трудовые рынки Африки приходит более 12 миллионов человек. Поэтому Африка нуждается, в первую очередь, в обучении, образовании своего молодого поколения. Но я хотел бы обратить внимание, что важно прикладывать усилие не только с большими экономиками стран Африки, но и небольшими, которые сегодня очень динамично развиваются. Это Кения, это Руанда, это ряд других стран».

И не только в Африке, но и на Ближнем Востоке, как Объединенные Арабские Эмираты. С этой страной у Беларуси, можно сказать, уже особые отношения, дружеские, теплые, что и показала встреча Александра Лукашенко с шейхом Мухаммедом Бен Заидом аль-Нахайяном.

Глава Эмиратов пригласил Президента домой. Во время беседы присутствовали даже члены семей лидеров, несмотря на явно деловой характер встречи. А проговорили почти 4 часа. Об инвестициях, торговле. Теперь дело за специалистами, которые обсудят все детали. Абу-Даби – ведущий партнер среди государств Совета сотрудничества стран Залива. Товарооборот в 2021 году – без малого 80 миллионов долларов. В Эмираты мы поставляем продукцию нефтехимии, грузовые автомобили, пищевые продукты. Крупный застройщик из Эмиратов, тот самый, который построил дубайский небоскреб Бурж-Халифа, уже возводит в Минске «Северный берег». Это масштабный проект, который изменит облик столицы.

Андрей Савиных, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Как и другие страны Ближнего Востока, там, наоборот, ситуация следующая. Там высокий платежеспособный спрос, но не хватает технологий, которые они будут развивать и управлять, а Запад пытается подсадить на иглу из неоколониальных центров. Мы же предлагает открытое сотрудничество».  

И такое предложение, как видно по итогам визита Президента на юг Африки и Ближний Восток, находит отклик. Хотя нашлись скептики и критики, естественно из числа беглых. Зачем, мол, лететь в Африку, что там делать и с кем говорить…Темные люди, тем более зимбабвийцы, – тоже под санкциями. Но такие рассуждения оскорбительны и недальновидны. Как говорил Александр Лукашенко, мир большой, на все ворота замки не повесишь и все транспортные пути не перекроешь. Да и люди живут везде, по-разному и разные, но это такие же люди. Вот что главное.

Подписывайтесь на нас в Telegram