COVID-19: обезопасить белорусов и не допустить паники. Итоги совещания у Президента по эпидситуации в стране

COVID-19: обезопасить белорусов и не допустить паники. Итоги совещания у Президента по эпидситуации в стране

Главное испытание сейчас – коронавирус. Точнее – действия, которые мир предпринимает на его фоне. Закрытие границ, самоизоляция. Всё это может привести к катастрофическим последствиям – падению инвестиций, товарооборота, разрыву производственных связей. Сферы туризма и услуг в некоторых странах уже на грани выживания.

По оценке финансового агентства Bloomberg, потери мировой экономики могут превысить отметку в 2,7 триллиона долларов. Только в этом году! И это ещё средний сценарий. В более жёстком – цифры почти вдвое выше. Аналитики не исключают, что нынешняя пандемия может навредить больше, чем глобальный финансовый кризис 2008-го. 

О том, как должны и будем действовать перед лицом COVID-19, говорили в четверг. Александр Лукашенко собирает у себя носителей самой точной, актуальной, компетентной информации. Министр здравоохранения, глава Администрации Президента, госсекретарь Совета Безопасности, а также вирусологи, эпидемиологи, руководители ведущих медучреждений. Пока большая часть мировых лидеров самоизолируется и переходит на удалёнку, у нашего Президента – одна встреча за другой. Он на передовой. Ситуация под контролем. 

Коронавирус, кажется, разделил наше общество на три разные по долям группы: одни считают, что COVID-19 – это типа заговора мирового правительства, чтобы обвалить планетарную экономику, и он совершенно не страшен; другие думают, что коронавирус – трагедия, пострашнее астероида-убийцы динозавров, и всем нужно самоизолироваться с гречкой и туалетной бумагой; третьи (верим, что их абсолютное большинство) стараются анализировать этот бесконечный поток информации о вирусе от экспертов очень разного уровня компетентности. Как раз третьи, разумно сомневающиеся, нас интересуют больше всего – с ними и нужно и можно разговаривать.

О коронавирусе на неделе не единожды говорил Президент. Есть предположение, что так часто о COVID-19 Александр Лукашенко высказывался потому, что с первого раза услышали далеко не все. Одна из самых громких и обсуждаемых цитат Главы государства – та, где всё происходящее в Беларуси (подчёркиваем – в Беларуси) Лукашенко назвал «коронавирусным психозом». Видели, что в интернете за эти слова Президента нет-нет – да и покритикуют. Но вообще-то руководители Всемирной организации здравоохранения официально заявляют: в условиях пандемии важный вопрос – сохранение психической устойчивости общества. И вот, например, почему. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Статистика за прошлый и этот годы по количеству смертельных случаев в результате пневмонии – в 2019 году за январь-февраль таких случаев было 196, сейчас – 138».

Как нам кажется, это самые главные слова Президента о коронавирусе. В 21 веке что на YouTube, что в Telegram-канале, что (как оказалось) в медицине – большую роль играет нейминг, то есть выбор названия. Коронавирус и COVID-19 – звучит настолько стильно и страшно, что хочется отдать судьбу планеты в руки Милы Йовович с её авторитетом в борьбе с обителями зла. Страх перед этими «неизвестными» вирусами и порождает панику. А вот назвали бы его, скажем, ОРВИ-86 – ОРВИ мы знаем, да, от него умирают, печально, но мы привыкли, поэтому руки мыть не обязательно. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы видите: мир с ума сошел от коронавируса или, может быть, на основе этих всех рассуждений по коронавирусу. Но для нас не это главное и страшное. Мы эти вирусы переживали, переживем и этот. Были и посложнее вирусы: и свиной, и птичий, и атипичная пневмония».

Опасен ли COVID-19? Конечно. Были ли вирусы страшнее? Конечно. Сочувствуем ли мы, скажем, Италии, где коронавирус реально бушует? Само собой. Считаем ли мы их действия, то есть тотальный карантин, верными? Да, пусть и решение это принято с опозданием. Нужны ли такие меры у нас? Нет, естественно. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «К сожалению, все эти телодвижения в направлении коронавируса очень резко отразились на экономике. Дошло до того, что наша родная Россия – подчеркиваю – закрыла границу с Беларусью». 

Есть стойкое ощущение, что Президент прав, и самое интересное и одновременно грустное начнётся, когда коронавирус закончится и мировая экономика обвалится ещё сильнее. От мировой обстановки, что в экономике, что в медицине, мы тоже зависим – но всё же не стоит сходить с ума. Это уже посыл Александра Лукашенко в восточном направлении. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я из своего опыта хочу некоторым горячим головам в России посоветовать думать, прежде чем говорить. Дело в том, что закрыть, как и начать какую-то войну, всегда проще, чем потом из этой ситуации выходить. Потому что после закрытия придет период, когда надо будет открывать».

Россия закрыла несуществующие границы с Беларусью… Звучит, как начало анекдота. Анекдоты на неделе во Дворце Независимости тоже были – как реакция на анекдотичные высказывания псевдоэкспертов. Всемирная организация здравоохранения закрытие границ тоже признаёт малоэффективной мерой. И вот тут, кстати, от медицины и экономики перейдём к политике. На волне коронавируса многие лидеры откровенно хайпуют – позакрывали границы, повводили карантин там, где это лишнее, через день говорят с экранов, как героически чуть ли не лично спасают каждого от смертельной болезни. Мол, не забудьте это, когда придут выборы. Люди требуют, чтобы власти что-то делали – власти задабривают электорат и что-то делают. 

Павел Воробьёв, профессор, председатель Московского городского научного общества терапевтов: «На мой взгляд, бессмысленные вещи и чисто политические решения. Политики оказываются заложниками общественного мнения, это удивительное и новое явление, когда интернет воздействует на политиков и они принимают какие-то решения. Очень хорошо сказал руководитель ВОЗ по этому поводу. Если бы ВОЗ ничего не предпринимала, то сказали бы, что ВОЗ ничего не делает, как только начинает что-то делать, говорят, что это неправильно». 

Ещё раз: мы согласны с тем, что коронавирус – это страшно. Но в первую очередь потому, что это что-то неизвестное. Именно страх и порождает агрессию – на всё вокруг. Не закрыла Беларусь границы – кто-то недоволен, закрыла бы – недовольных было бы не меньше. Страх толкает массовое сознание на рост аппетитов в мерах безопасности, и это бесконечный процесс: закройте границы, не выпускайте людей, отмените массовые мероприятия, закройте школы, потом – заводы, автобусы отмените и метро, затем – всех по квартирам, потом – по больницам, и чтобы военные в противогазах не выпускали никого. Восхитительный сценарий превентивных мер, сработает однозначно – но не психоз ли это?

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я пригласил вас сегодня, чтобы обсудить эпидемиологическую ситуацию в Беларуси. Особенно это важно в условиях коронавирусного психоза. Почему я себя так веду? Потому что я абсолютно убежден, что мы можем больше пострадать от паники, нежели от самого вируса. Вот это меня больше всего волнует».

Паника эта причём – чисто славянская: мне страшно, поэтому я буду требовать, чтобы государство что-то сделало. Причём важно – сделало что-то не для того, чтобы обезопасить общество от опасности, а чтобы избавить от паники. А это – две большие разницы. Там, где реально есть опасность для здоровья и жизни граждан, государство работает быстро. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Нам надо предпринять все усилия, чтобы наши граждане смогли вернуться в самое ближайшее время. Они должны быть дома. В безопасности. Возьмите россиян, которые сегодня в Польше: они не могут выехать в Россию. Коль у наших границ скопилось определенное количество россиян, Игорь Петрович, вам персональное поручение: привлекайте, кого хотите, но надо вывезти россиян из Польши и помочь им добраться на родину». 

Россиянам мы помогаем – эту мысль мы пока оставим. И внезапно – да, в Беларуси есть опасность из-за вируса. Но это март, начало весны – всегда в это время какая-то опасность – да, есть. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «В конце зимы – начале весны в Беларуси, как и во всем мире, идет подъем сезонных инфекций. Меня это больше всего беспокоит. Речь в данном случае не о коронавирусе, а о привычных нам острых респираторных инфекциях, включая грипп. Самое опасное, что может случиться в результате этих вирусов, – это пневмония».  

Но пневмония – это же привычное нам, и какая разница, что от неё умирают чаще, чем от коронавируса. Ведь любое число больше, чем ноль. И у нас хорошие медики. Да, в регионах нет-нет – да и не хватает чего-то, и записаться на приём, признаем, не всегда просто. Но что касается медицины высоких достижений, а не базовой работы – тут Беларусь в мировых лидерах. 

Владимир Караник, министр здравоохранения Беларуси: «Благодаря развитию отечественной школы лабораторной диагностики в Беларуси быстро удалось наладить производство собственных тестов на выявление коронавируса. Когда ВОЗ опубликовала РНК вируса, наш тест был сделан в течение недели».

Итог для журналистов этого большого совещания у Президента по вирусным инфекциям – возможность донести до зрителя несколько мнений предельно авторитетных медиков. Но когда говорит медик – половина вообще непонятна, они ведь говорят на каком-то своём медицинском языке. Разбираются они лучше, но фейковые вбросы типа «В Беларуси растёт смертельная опасность!» куда проще – и они подпитывают этот общественный страх. 

При этом есть те, кто действительно в зоне риска – это люди пожилого возраста. С ними, и это не раз подчёркивал Президент, нужно работать максимально внимательно. И медикам, и соцслужбам. Снова – адекватная оценка угрозы и адекватные превентивные меры. Но за всем этим шумом не все считают нужным даже разобраться в слове «коронавирус». 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Меня через день то хоронят, то коронавирус. Специалисты говорят, что за последнее время страны мира пережили несколько видов разных вирусов, и нынешний коронавирус на 90% по структуре похож на те известные вирусы». 

Это уже пятничное посещение Главой государства предприятия «Адани». Президент традиционно ответил на вопросы журналистов. И вот самое интересное – мировая экономика разваливается, но мнение на этот счёт Александра Лукашенко вызывает меньшую волну, чем – опять коронавирус. Но в пятницу тоже о политике говорили. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Кстати, россияне на борт наших людей в Таиланде не пускали. Но, думаю, договоримся. Это обычная безглуздица, это тупость, глупость. Для России это практически ничего не стоило, а вреда принесет огромное множество. Вот тогда и будет "интеграция"».

Россия, кстати, после критики со стороны Александра Лукашенко своё странное решение чуть ли не выталкивать белорусов из самолётов или закрывать в аэропорту отменила. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы уже гвалтом кричим: не едьте за границу, побудьте дома. Нет, все равно прут за эту границу. Тем, кто выехал после наших предупреждений, – никаких чартеров. Пускай там и сидят, если туда выехали. Я понимаю, бывают случаи, когда надо выехать, решить какие-то вопросы. Но это единичные. Их почти нет».

Наверное, в третий раз повторим: коронавирус опасен, безусловно. Это понимают и наши медики, и наш Президент. Но уровень этой опасности не чрезмерный, и действующих превентивных мер достаточно. Было бы неправильно из-за условно разбитой коленки ампутировать ногу и ставить протез – коленка-та болеть не будет, но, может, это перебор? Людям нужно смотреть за собой. Если пытаться искать плюсы от коронавируса для белорусов – может, это поможет нашим людям стать чуть более самостоятельными в вопросах своей жизни. Считаете, что вам нужна изоляция? Можно уволиться и закрыться дома, нанять частного медика, скупить все лекарства и маски… Нет такой возможности? Ну, что поделаешь. Государство своё решение по мерам защиты приняло и за это решение отвечает – никто не мешает принимать персональные решения. Но за них будет и личная ответственность, когда коронавирусный психоз спадёт. И вот тогда, кстати, когда начнутся экономические последствия, умение принимать решение всем очень пригодится. 

 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram