Экономика стала «вирусной». Чем кризис мировой обернётся? Рубрика «Двое из Дворца»

Экономика стала «вирусной». Чем кризис мировой обернётся? Рубрика «Двое из Дворца»

Неделя выдалась напряжённой – да вы и сами почувствовали. Одно закрытие несуществующей границы чего стоит! Наш Президент не раз высказывался довольно жёстко, зато откровенно. Экономика, которой не похвастаешь, и вирус, от которого не закроешься. Всё это в нашей новой рубрике. А ещё – глава Нацбанка о курсах валют! Премьер – не обернётся ли вся эта вирусная неразбериха экономическим коллапсом? И можно ли просчитать пик пандемии?


Утро понедельника – и во Дворце ещё никто ничего не знает. Хотя, как сказать, – никто. Кадровый день и должен был стать главной новостью. Слегка подзабытый бывший вице-премьер Калинин, новый министр сельского хозяйства. Но крестись – не крестись, всё очень быстро поменялось.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Тема стоит того, чтобы подумать, как нам действовать соответственно и адекватно. Я имею в виду заявление премьер-министра России о том, что они закрыли, подчёркиваю, закрыли границу с Беларусью. Странно, что в российском правительстве никто не знает, что у нас, у Беларуси и России, границы нет».

Граница – странный предмет. Она вроде и есть, а вроде и нет. Дело было так: в воскресенье глава российского правительства Мишустин звонит белорусскому коллеге Сергею Румасу: мол, вы как хотите, а мы границу закрываем. Румас, понятное дело, докладывает Президенту. Александр Лукашенко связывается с госсекретарём Совета безопасности. В понедельник Равков с планом действий у Президента.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Закрыть, как и начать какую-то войну, всегда проще, чем потом из этой ситуации выходить. Потому что после закрытия придёт период, когда надо будет открывать».

Сейчас, что ни случись, всему виной коронавирус. Но за всю неделю в Беларуси, кажется, так и не смогут понять, что же сделали не так, почему вдруг оказались опасны для того, кого сами всегда считали самым безопасным соседом. Президент скажет: отношения и без того непростые, зачем усложнять?

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Нам не нужно закрываться ни от поляков, ни от россиян, ни от украинцев. Они хотят – пусть закрываются. Закрыться всё равно мы не сможем. Особенно там, где нет границы с Россией. Как ты закроешься? Там люди ходили веками и будут ходить через эту границу, и если уж, не дай бог, какая-то чума, то мы её территориально не победим».

В тот день Дворец невозмутимый Равков покинет молча. И в самом деле – а что тут скажешь? Тем, кто думает, что вирусы не ходят через шлагбаум. Не надо верить Минску, вы верьте хотя бы ВОЗ!

Вируса бояться – во Дворец не ходить! Но мы за ним по пятам. По меркам паникёров, так и совещание в 50 человек не надо было бы проводить. Но ничего: все вымоют руки – и пойдут решать, что нам со всем этим делать.

- Экономические риски насколько высоки в связи с этой ситуацией?

Сергей Румас, премьер-министр Беларуси:

- Есть определённые трудности у предприятий, которые работали с Италией. Многие не могут в штатном режиме купить сырьё или комплектующие. Но есть другие рынки. Пока критичной ситуации – что какое-то предприятие остановится из-за проблем, связанных с ограничениями, – сегодня нет.

 - Закрытие российской границы – в этой связи какие-то дополнительные экономические риски?

- Мы пока не понимаем, что такое закрытие границы, мы не понимаем, там появятся посты, которые будут пропускать людей, или появятся ограничения для бизнеса. Всё будет зависеть от практики, которую будет применять российская сторона. Мы получили заверения, что грузоперевозок это касаться не будет.

Выходит, российская сторона даже не объяснила, каким образом собирается осуществлять погранконтроль. С премьером беседа состоялась во вторник утром, и ровно в то же время в направлении Польши стояла десятикилометровая пробка. Хоть страны-соседки, закрывшие границы, уверяли: грузоперевозчиков это не коснётся.

Конечно, как не заразить всю экономику – та ещё головоломка. На фоне коронавируса скачет цена на нефть, российский рубль всё ниже, а ажиотаж в обменниках всё выше. Во Дворце – глава Нацбанка.

- Что с валютами? Эти пляшущие курсы! Надо волноваться или нет?

Павел Каллаур, председатель правления Национального банка Беларуси:

- Складывается рыночная ситуация: рынок национальный реагирует на внешние шоки. И естественно происходят колебания. Эта волатильность имеет место быть, и она будет ещё в ближайшем будущем, пока внешние шоки будут иметь вот такое влияние.

-  Но вы не отвечаете на вопрос, надо ли волноваться?

- А зачем волноваться? Надо спокойно относиться к ситуации. Ажиотажа не надо создавать там, где нет оснований.

- А вы дайте житейский совет. Люди же ходят в обменники, следят за курсами каждый день, вот что делать человеку, которому хочется денежку сохранить?

- Денежку нужно сохранять, исходя из покупательной способности. Люди, которые на пике курса доллара ходят в обменники, к сожалению, покупательную способность могут и не сохранить. Покупательная способность денег измеряется через показатель инфляции, а не через показатель обменного курса.

Короче, в чём ни храни – можно прогадать. Или, конечно, любопытно было бы записать это интервью в конце недели. И вот любит правительство поговорить об инфляции. Нет, она и в самом деле низкая – меньше пяти процентов. Но этого точно достаточно? Похоже, Президент так не считает.  

Что сыпать цифрами, если экономика так зависима от внешних шоков? Президентская риторика такова: если государство суверенно и независимо, значит, и экономика должна быть под стать.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы слишком много внимания уделяем тому, по какой цене будем покупать нефть и в каких объемах. Какой курс валюты в странах-партнёрах, какие ограничения они вводят для нас. Реагируем на любой "шорох". А так быть не должно».

Уметь быстро адаптироваться – эту задачу Александр Лукашенко называет самой сложной. Над решением думали пять часов. Правительство в итоге выйдет, но не к прессе. К журналистам делегируют свеженазначенного замглавы Администрации. В роли спикера высокого уровня у него дебют.

Валерий Бельский, заместитель главы Администрации Президента Беларуси: «Проведён детальный разбор. Был, я бы даже сказал, жёсткий разговор. Не удовлетворяет то положение вещей, которое сегодня сложилось».

Ну, это чтобы прочувствовать атмосферу. А по сути – во Дворце меж строк напомнят: в таком составе правительство до выборов может и не дожить.

А с другой стороны, кто ж знал, что всё так будет! Что править бал во всём мире станет вирус! Ситуация так переменчива, что на неделе во Дворце собрали группу экспертов, которые денно и нощно (в прямом смысле!) делают всё, чтобы свергнуть коронавирус.

- Как вам кажется, возможно ли прогнозировать, на какой период придётся пик активности коронавируса?

Владимир Караник, министр здравоохранения Беларуси:

- От многого зависит. Мы стараемся даже не прогнозировать время пика. Мы стараемся действовать, чтобы он был невысокий. То есть основная задача, чтобы он не превысил возможности ресурсной системы.

- По поводу перегрузки системы – периодически появляются какие-то сообщения: то не хватает коек, то не хватает масок защитных для медперсонала. Что из этого на пустом месте, а что, возможно, нет?

- Периодически возникают панические слухи, когда видят наши приказы по перепрофилизации коечного фонда, начинают суммировать койки, которые выделяются, говорят, что этих коек недостаточно. Всего в стране 70 тысяч коек – в случае необходимости их можно развернуть ещё 30 тысяч. Но мы делаем всё для того, чтобы эти койки не понадобились и чтобы мы остались на плане А, на котором мы сейчас находимся.

- Как вам кажется, введение карантина в отдельных странах – это всё-таки больше психологическая мера?

- Во многих странах это психологическая мера. В тех случаях, когда эта мера – показатель «делайте хоть что-то».

Бороться эффектно или эффективно? Вот в чём вопрос. Ведь эпидемия не первая и точно не последняя.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я коронавирус этот называю не иначе как психозом. Абсолютно убеждён, что мы можем пострадать больше от паники, нежели от самого вируса».

Просто для понимания: в прошлом году регистрировали 86 тысяч острых респираторных инфекций – еженедельно. Сезонный пик активности. В этом – максимально 72 тысячи. То есть болеют в любом случае меньше. Но это, конечно, не отменяет бдительности. По всем фронтам. Вот, к примеру, те самые респираторы для врачей, о которых спрашивали министра.

Президент ни один час расспрашивал вирусологов о хитростях коронавируса. В итоге стратегия сдерживания останется прежней. Беларусь не снизит контроль на границах, соберёт всех своих по миру, ещё и россиянам поможет добраться до российских закрытых границ.

Вообще, во Дворце намечалась и ещё одна встреча. В Минск собирался приехать губернатор Ставропольского края – из России. Но закрытие границы пришлось совсем некстати. Вот и думай теперь: кому сделали хуже?

Не зря говорят: хочешь рассмешить сами знаете кого – расскажи ему о своих планах. По секрету: перенесён и заграничный визит Александра Лукашенко. Куда? А помните, не так давно Президента очень настойчиво звали в Латвию? Но там сейчас ситуация чрезвычайная, введён специальный режим.

Как ни крути, тема на неделе всплывала то тут, то там. Даже посещая в пятницу вполне успешное предприятие «Адани», зацепились, что называется, на ровном месте.

Про Италию что сказать: где тонко – там и рвётся. И чтобы уж как-то закрыть эту вирусную во всех смыслах тему, Президент собрал совещание сегодня. Правда, столь мощный состав подсказывал: ой, не только и не столько вируса ради. И, похоже, кому-то после этой встречи, как говорится, мало не покажется. Глава КГБ во Дворец просто так не ездит.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Валерий Павлович, хватит на это смотреть! Надо хорошенько пройтись по этим сайтам, каналам. Погибла женщина в Витебске. Мне докладывают по каждому случаю похожих смертей. Никакого там коронавируса. После гибели взяли анализы несколько раз. Нет, взяли, раскатали, что погибла якобы от коронавируса. Для чего? Чтобы создать панику. Бог нас спасает, что мы в это сложное время, когда пик заболеваний, мы как-то проходим. Держим же на контроле все. Нет, надо раскрутить обстановку!»

В и без того горячую тему кто-то решил подбросить дровишек – не опалило бы! Вот и выходит, что коронавирус – повод, пусть и не самый приятный, стать внимательнее друг к другу – к людям в почтенном возрасте в первую очередь. Президент и правда говорит об этом каждый день. Ведь вирус пройдёт (хоть с закрытыми границами, хоть без), а нам всем вместе как-то дальше жить.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Белорусы, находящиеся на отдыхе в Индии, взяли билеты на обратный рейс на российские самолеты. Но их просто выпихивают из салона самолета, не берут на борт. Да, мы можем забрать их из Индии, но кто будет потом компенсировать потери людям за эти билеты и чартеры, которые мы туда пошлем. И ещё один нюанс: числа с 15-го кричим: не едьте за границу, побудьте дома, нет, всё равно прут за эту границу. Тем, кто выехал после наших предупреждений, – никаких чартеров. Пускай там и сидят, если туда выехали. С МИДом пусть согласовывают, выезжают, тогда мы будем за них отвечать».

Но это ладно. А теперь – о нефти. Ради неё собственно в субботу во Дворце и собирались. Вся соль всего в одной фразе.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я так понимаю, россияне полностью пошли на наши предложения по поставкам нефти».

Так неужели российская сторона отказалась от премий? Или вообще готова пересмотреть формулу ценообразования? Глава «Белнефтехима» предпочтёт пока оставить карты нераскрытыми.

Алексей Рыбаков, председатель концерна «Белнефтехим»: «Вы знаете, мы в очень активной стадии переговоров второго квартала, и в ближайшее время, когда уже сформируем пакет предложений со всех источников, тогда можно говорить об окончательном ценообразовании».

Тот самый пакет обещают сформировать на следующей неделе. Так что ждать, похоже, осталось недолго. Вообще, интересно получается. То границы в начале недели закрывают, то по нефти в конце договариваются. А там уж, как говорится, доживём до понедельника.

Подписывайтесь на нас в Telegram