«Инфодемия» коронавируса. Как не стать жертвой эпидемии страха? Рубрика «Антифейк»

«Инфодемия» коронавируса. Как не стать жертвой эпидемии страха? Рубрика «Антифейк»

Стремительнее коронавируса распространяются вирусы информационные. С этим тоже надо разбираться. Соответствующие поручения получил Комитет госбезопасности. Давно доказано влияние фокуса внимания на душевное состояние. Погрузившись с головой в новости про вирус, ты будто видишь и чувствуешь его повсюду. Да – надо быть информированным. Но что, если то, что смотришь-читаешь-слышишь, – это не правда, а фейк? Если бы коронавирус был валютой, он обогнал бы и доллар, и евро, и фунт стерлингов вместе взятые. Если бы коронавирус был певцом, он бы за пару дней обошёл по числу просмотров на YouTube клип Despacito, а если бы короновирус, не дай Бог, стал религией, то паломничество в Telegram-каналы превзошло бы любой крестный ход и хадж в Мекку. 

Всемирная организация здравоохранения ввела в оборот термин «информационная эпидемия». «Инфодемия». Учёные официально заявили, что предвзятое распространение информации о новом вирусе может быть опаснее для мира, чем сама болезнь. Всё это мы наблюдаем каждый день. Откровенные фейки о происхождении COVID-19 и методах лечения – дошло до того, что курение и коровью мочу записали в средства профилактики. Дезинформация о количестве заболевших, мол, власти скрывают реальные цифры и скоро все умрут. Даже эмоционально окрашенная правда мощно бьёт и по психике, и по иммунитету, и по экономике. 

От фейковых заголовков уже всех тошнит. Особенно, когда выпускник ПТУ начинает учить министра здравоохранения, как бороться с пандемией. Эффект толпы – страшная вещь, даже если это виртуальная толпа в интернете. Не будем вспоминать испанский грипп, забравший до 100 миллионов жизней в Европе, потому что в начале ХХ века не было такого уровня медицины. Обратимся к относительно свежим пандемиям. 

Птичий грипп. Хотя тогда интернет работал очень медленно, но скорости сарафанного радио хватило, чтобы о нём знали буквально все. Тем более и смертность была действительно устрашающая – умирал каждый второй. Потом была атипичная пневмония, которая, кстати, тоже пришла из Китая с летальностью в 10%. Пандемия свиного гриппа в 2009-м высокой смертностью не отличалась – около 1%, но из-за большого количества заболевших в первые месяцы пандемии умерли порядка 10 тысяч человек, а потом заболевших этим штаммом перестали считать отдельно, всех записывали под общий вирус гриппа. Кстати, коронавирус к нам тоже уже приходил с пандемией в 2012-м. Тогда он назывался MERS и забирал каждого третьего, что на фоне нынешнего COVID-19 выглядит жутко.

Объединяет почти все эти пандемии одно. Как только новым вирусом переболеет большое количество людей, полученный ими иммунитет уже не даёт широко распространяться этой заразе. То есть вирусы, пугавшие нас 10 лет назад, никуда не исчезли, как не исчезнет и COVID-19. Просто на фоне растущего иммунитета он рано или поздно станет одним из многих сезонных штаммов, на которые обыватели уже не обращают внимание. 

Но, как очередные модели смартфонов, будут новые вирусы – с «апгрейдом». Возможно, COVID-20 или 21 уже зреет в какой-нибудь китайской провинции. Вопрос: получим ли мы иммунитет к пандемии страха? Станем ли невосприимчивы к «инфодемии»? И перестанут ли политики хайповать на «горячей» теме?

Очень хочется верить, что почти ежедневные обращения Макрона к французской нации – это действительно забота о людях, а не попытка набрать очки ко второму туру муниципальных выборов, отложенному из-за вируса после того, как в первом партия власти была наголову разбита. 

И, может быть, правительство России, перекрывшее границу с Беларусью, также лихо и с другими проблемами разберётся? Ведь в соседней стране, где каждый год умирает полмиллиона человек из-за проблем с алкоголем и каждый час двое погибают в ДТП, коронавирус вряд ли самое страшное зло. 

Инсульты, инфаркты, отравления алкоголем, пожары, утопления, аварии.  От всего этого медицинские повязки не спасают. Так что нам надо учиться не только руки мыть. 

 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко