Доклад ICAO по рейсу Афины – Вильнюс не устроил некоторые страны: спецрепортаж ОНТ – как прошло обсуждение исправленного отчета?

Доклад ICAO по рейсу  Афины – Вильнюс не устроил некоторые страны: спецрепортаж ОНТ – как прошло обсуждение исправленного отчета?

Отчет ICAO по рейсу Афины – Вильнюс сенсацией не стал, но шуму наделал. Уровень объективности в выводах, казалось бы, уважаемой организации близится к нулю – отмечают эксперты, изучившие тезисы доклада. Удивил он даже беглую оппозицию, в рядах которой отчет назвали неубедительным.


Больше года назад самолет Ryanair вынужденно сел в Минске, после чего последовала экономическая блокада Беларуси. Первая версия оправданий – в январе. Не убедила! Спустя полгода – то есть накануне – последовала новая, уже исправленная. И снова провал – ни фактов, ни аргументов.

Так к каким якобы новым «фактам» обращаются западные чиновники? Где сбежавший авиадиспетчер? И под какими предлогами Международная организация гражданской авиации откладывает рассмотрение требований Беларуси?

Участие в заседании Совета ICAO Беларусь принимала по видеосвязи. Среди вопросов повестки – обсуждение отчета по поводу инцидента с рейсом Афины – Вильнюс. Докладывал председатель комиссии, которая занималась расследованием – Сильвиан Лафойер. И сразу же заявил, что появились новые факты, основанные на показаниях белорусского диспетчера, подтвержденные аудиозаписями. Напомним, в январе ICAO уже опубликовало отчет. И там говорилось, что летчик самостоятельно решил лететь в Минск, перехвата не было, а Беларусь тщательно выполнила все необходимые процедуры. Такой отчет, видимо, кого-то не устроил. И тут как по волшебству появились новые факты.

Вероятно, именно эту аудиозапись ранее публиковали польские спецслужбы. Потому как про другие ничего не известно. Участникам заседания продемонстрировали только некоторые текстовые распечатки. Вернемся к ранее опубликованной. Один из голосов, как утверждалось, принадлежит офицеру белорусских спецслужб. В фильме «Тайны рейса Афины – Вильнюс» мы подробно разбирали эти ситуацию и показали того самого человека, чей голос выдают за голос сотрудника КГБ. Это голос руководителя полетами Евгения Цыганова. Непосредственного начальника диспетчера, на чьи показания ссылается Сильвиан Лафойер и снова называет его офицером спецслужб.

Евгений Цыганов, руководитель полетов предприятия «Белаэронавигация»: «Это мой голос. Экипаж много запрашивал информации. Диспетчер мог и не знать. Я вмешивался, зная свои документы. И принимал решения я. Окончательное решение за мной».

Но председатель комиссии это во внимание не принимает. Он прямо заявляет, что инструкции диспетчеру давал не его начальник Евгений Цыганов, а представитель КГБ. Вместо доказательств – утверждение, цитата, что власти Польши и США провели работу. Какую – не указывается. Возможно, смонтировали аудиодорожку. Но в расследовании стала фигурировать аудиозапись, которую сделал диспетчер и передал властям Польши и США.

Утверждается, что запись сделал диспетчер Олег Голегов, а после этого уехал из Беларуси. Немного про него. В Польше утверждали, что Голегов решил уволиться и сбежал из страны вместе с мигрантами с Ближнего Востока. Это, кстати, тоже ложь. Олег Голегов просто выехал в запланированный отпуск. Вот его заявление. После вылета в Тбилиси, где живут его родственники, пропал. А уже позже появились заявления от его имени и аудиозаписи. Вероятно, обвинители ссылаются именно на эту. Утверждается, что Олег Голегов сделал ее, внимание, тайно! Мобильные телефоны на рабочих местах диспетчеров запрещены. А он пронес в начале смены, чтобы записать голоса в диспетчерском зале, когда произойдет нештатная ситуация с рейсом Афины – Вильнюс. В то время был обычный рабочий день. Никаких сообщений о минировании еще не поступало, самолет не вылетел из Афин. На это внимание обратил представитель России.

«Совету должно быть известно, что в диспетчерском зале посторонние предметы строго запрещены. Отсюда следует, что диспетчер в нарушение правил заранее пронес запрещенный предмет с включенным диктофоном. Кроме того, вместо выполнения своих обязанностей он якобы подслушивал разговоры. Давая показания в Польше и США, не находился ли этот человек под давлением спецслужб этих стран?»

Артем Сикорский, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций: «Какой-то человек, который находится за рубежом, который может оказаться под давлением, может быть заинтересован выпросить для себя что-то. И на основании его показаний обвиняется целая страна! Это второсортный шпионский роман какой-то! Что с этим человеком? Это вообще тот человек, который у нас работал? Скажите имя, покажите его! Вы проверили запись? И тишина!»

Зато, вне всякого сомнения, уничтожена аудиозапись переговоров экипажа. И на это тоже обратили внимание Совета. А эта информация очень важна. Чтобы показать логику, которой руководствовался командир воздушного судна. Удалять запись пилоты не имели права – противоречит правилам. Запись важна, чтобы подтвердить: пилот явно не собирался в Вильнюс с самого начала. Если обычно пассажирские рейсы на этом маршруте начинали снижаться задолго до границы, то в случае с тем полетом, пилот не готовился к посадке. И еще много других фактов в пользу того, что рейс Афины – Вильнюс – провокация с целью введения санкций и ограничений. Самолет еще находился в воздухе, а различные информационные ресурсы, контролируемые польским правительством, уже трубили во всю, что задержан один из пассажиров рейса.

Позицию обвинения поддержали США. Представитель Вашингтона заявил, что Беларусь не может использовать правовые доводы, а страна и, как выразился представитель, «режим» должны нести ответственность. Ему возразил представитель ЮАР.

«Слово "режим" не очень хорошая терминология в Совете. Мы можем и другие страны назвать "режим". Совет делает акцент на правительстве, но влияет ли оно на эксплуатацию воздушных судов? Нет!»

Попытались снова манипулировать с письмами о минировании. Два письма получили в Национальном аэропорту. Отправитель использовал сервис «Протонмэйл», который является якобы самым конфиденциальным почтовым сервисом из существующих. В Беларуси расследуют уголовное дело о лжеминировании борта Ryanair. В Швейцарию, в чьей юрисдикции находится почтовый сервис, был направлен запрос. Он проигнорирован.

Сергей Кабакович, начальник отдела информации и связи с общественностью центрального аппарата Следственного комитета Беларуси: «Стоит отметить, что указанный почтовый сервис уже неоднократно фигурировал в уголовных делах об угрозе совершения терактов и взрывов на различных объектах инфраструктуры Беларуси. Однако все правовые запросы нашей страны о террористических угрозах, пересылаемых через данный почтовый сервис, остаются без ответа и по сей день. Вместе с тем мы обладаем достоверной информацией, что сведения об инциденте предоставлялись из Швейцарии, через посредничество Литвы, в адрес ICAO».

«Протонмэйл» не выдает данные о своих пользователях, кроме как по запросу правительства Швейцарии. Просьбы Беларуси игнорируются. В то же время другие запросы удовлетворяются. Так, по запросу Франции была предоставлена информации об активистах «зеленого» движения Youth for Climate. На ее основании активистов арестовали. В прошлом году «Протонмэйл» удовлетворил почти 5 тысяч запросов, в позапрошлом – 3 тысячи. По данным, которые «Протонмэйл» передал ICAO через Литву, учетная запись, с которой отправляли письма о минировании, была создана в Швеции. И да, почему через Литву, если она вообще не участник данного разбирательства. Сказано, что содержание почтового ящика зашифровано, ознакомиться с ним невозможно. Следовательно, нельзя говорить о том, сколько писем было отправлено. А их было два.

Инцидентов, когда самолет принудительно ведут на посадку, вызывают боевую авиацию, – предостаточно. В 2013-м в Вене принудительно посадили самолет президента Боливии. На борту искали Эдварда Сноудена, которому в США грозит смертная казнь. В марте румынские истребители перехватили самолет турецких авиалиний после сообщения о бомбе. В июле испанский истребитель сопроводил рейс на посадку (после которой произошел обыск) после шутки о бомбе. И ни разу после этого не вводились никакие запреты, и ICAO не проводило расследований.

В случае с событием в небе Беларуси фактов нет, доказательств нет, свидетелей нет, но тенденциозное решение есть. Расшифровки каких-то переговоров хватило. Список стран, которым доказательства не нужны, возглавляют США, Польша, Литва. Но есть те, кто против такого подхода. В Совет входят 36 стран. Нас поддержали Россия, ЮАР, Индия, Кот-д’Ивуар. Когда же дело дошло до того, чтобы рассмотреть жалобу нашей страны на воздушную блокаду, произошло неожиданное. Президент ICAO решил перенести рассмотрение вопроса на месяц. Официальная причина – внимание – «ввиду усталости переводчиков».

Артем Сикорский, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций: «Переводчики устали, говорят. Не вопрос, говорю, давайте буду вести по-английски. Начинается, говорят, что французы не понимают. У нас есть разница во времени с Монреалем. Как правило, они старались планировать все мероприятия, чтобы по белорусскому времени они начинались в 2 часа ночи. А к утру сообщали, что все устали, к белорусскому вопросу не подошли, и давайте мы его перенесем».

Для понимания, когда в Минске 2 часа ночи, в Монреале – 7 часов вечера. Другого нерабочего времени для обсуждения вопросов просто не найти в течение дня. Сейчас отдыхать переводчики ICAO будут до 24 августа. На эту дату перенесено обсуждение жалобы Беларуси на воздушную блокаду. Что дальше? Беларусь вынесет обсуждение действий комиссии ICAO на заседание Ассамблеи организации. В нее входят представителей всех государств-членов организации. Это 193 страны, которые смогут убедиться в тенденциозности и ангажированности отчета, исправленного ради интересов нескольких стран.

Сначала ICAO пыталось сделать отчет объективным, логически обоснованным и доказательным, то потом вмешались те, кто ввел санкции. И миру представлен конспирологический документ, где обвинения основаны на домыслах. Пострадали от таких действий Беларусь, которая последовательно отстаивает свои интересы, и Международная организация по гражданской авиации, чей авторитет в конце концов может оказаться серьезно подмоченным.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Алексей Кряквин