Год мы живем с новой болезнью. Фактически столько же ищем лекарство и спасительную вакцину, которая смогла бы остановить вирус. Пробуем разные методы и средства. Но на одну хорошую новость тут же находится и та, что не вселяет оптимизма, – ученые до конца не знают, как и в каком месте COVID-19 может нанести удар. Появление вируса-мутанта в Британии (это произошло буквально на неделе) – тому подтверждение. И повышенная тревожность на фоне пандемии появилась у многих, даже у тех, кто не болел. Казалось бы, за год о коронавирусе мы узнали многое. Но вопросы остаются. Зададим их человеку, который точно знает о болезни больше нас – заместитель министра здравоохранения, главный государственный санитарный врач Беларуси Александр Тарасенко.
На какие важные аспекты сегодня нужно обращать внимание, чтобы дать человеку ощущение, что он контролирует хотя бы какую-то часть этой ситуации?
Александр Тарасенко, заместитель министра здравоохранения, главный государственный санитарный врач Беларуси: «Это соблюдение дистанции, минимальные контакт и посещение общественных мест. Конечно же, рекомендуем и соблюдать масочный режим, хотя определенная часть населения возражает и считает, что это не эффективно. Но, тем не менее, мы считаем это эффективной мерой. И еще один аспект есть: много населения у нас переболевает в скрытой форме, или в "стертой". И, соответственно, чтобы человек не являлся многочисленным источником для окружающих, требуется ношение маски».
Сейчас говорят о мутации вируса, чем она опасна?
Александр Тарасенко: «Мутация вируса происходит, но не столь существенно. На тяжесть течения заболевания, чтобы можно было говорить, что оно более тяжело сейчас протекает, говорить не приходится.
Сейчас все страны ищут вакцину, Беларусь тоже не исключение. Вакцина поможет?
Александр Тарасенко: «Мы считаем, что это будет эффективно. И я думаю, что не раньше, чем через год, можно будет говорить об определенной эффективности, то есть о длительности сохранения иммунитета после вакцинации».
В борьбе с болезнью Беларусь все правильно делает?
Александр Тарасенко: «У каждой страны свои подходы, кто-то идет на так называемый локдаун или уходит полностью на карантин. Но, конечно же, меры, которые на сегодняшний день предпринимаются в Беларуси, я считаю, они и правильные, и эффективные».
Картина общая поменялась с момента первой волны?
Александр Тарасенко: «Если исходить из количества зарегистрированных, то да. При второй волне количество заболевших больше, чем при первой. Рано об этом говорить, но я думаю, что мы уже вышли на стабильный уровень заболеваемости. И в зависимости от того, как пройдут праздничные выходные дни, Новый год, Рождество, можно будет говорить уже потом о постепенном снижении заболеваемости населения по всей республике».
Когда, по вашим прогнозам и оценкам, в Беларуси начнется вакцинация?
Александр Тарасенко: «Переговоры сейчас активно ведутся с Российской Федерацией и не только. Но говорить можно будет с уверенностью не ранее первого квартала. Конечно, мы ожидаем, что это будет и раньше, первая декада января, но в первом квартале, я думаю, это уже точно начнется».
И последнее. Александр Александрович, по прогнозам специалистов, когда все это закончится?
Александр Тарасенко: «Конечно же, уже устало и население в определенной степени, да и медицинские работники, которые оказывают медицинскую помощь непосредственно и заболевшим коронавирусной инфекцией. Но кроме коронавирусной инфекции у нас не делись никуда и остальные заболевания, в том числе хронические, которые требуют оказания медицинской помощи. Да, мы думаем, что уже теперь долгое время, год, два или три, мы будем говорить о том, когда уже мы сможем хотя бы работать как при гриппе, когда вырабатывается иммунитет на 8–10 месяцев. Здесь, конечно же, все зависит от эффективности вакцины, которой, мы надеемся, будем вакцинировать не меньше, чем при вакцинации гриппа, может быть, и больше».
Подписывайтесь на нас в Telegram