Чему учит нас сказание о Закхее-мытаре – рассказал протоиерей Федор Повный

В сегодняшний день возвещение подготовительной недели к Посту говорится о Закхее-мытаре, это Евангелие от Луки, 19 глава

Чему учит нас сказание о Закхее-мытаре – рассказал протоиерей Федор Повный

За много времени до начала Великого поста Церковь возвещает нам о нем и зовет нас вступить в приготовительный период. И если обратить внимание, то к каждому из важных событий церковного годового круга, к великим праздникам, Посту, Церковь всегда готовит нас предпраздненствами, или приготовительными неделями. Это характерная черта православной литургической традиции. Почему? Потому что у Церкви глубокое психологическое прозрение человеческой природы, его внутренней жизни.

И зная недостаточную сосредоточенность и ужасное «обмирщение» нашей жизни, особенно в нынешние времена, Церковь знает нашу неспособность быстро изменяться, перейти от одного духовного переживания к другому.

Вот поэтому задолго, за много времени до начала настоящего подвига Поста Церковь обращает наше внимание на его важность и призывает к размышлениям о его значении. Таким образом, до начала действительного подвига Поста нам объясняется его значение. Это приготовление продолжается в течение пяти недель, которые предшествуют Посту, и каждое из воскресных евангельских чтений, которые оглашаются за богослужением в Храмах, посвящено одной из основных сторон покаяния.

В сегодняшний день возвещение подготовительной недели к Посту говорится о Закхее-мытаре, это Евангелие от Луки, 19 глава, с 1 по 10 стихи, послушайте: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Имя «Закхей» значит «праведность», «справедливость». И… как же несуразно это имя в контексте жизни этого человека. Закхей был старший между мытарями, то есть сборщиками податей... И вот, как говорил блаженный Феофилакт: «А что мытарь существо низкое. А что между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных». И с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, как этот человек назван и как он живет. Как все люди, которые были им унижены, обездолены, окрадены, притесняемы; как эти люди, вероятно, произносили его имя, принимая его как оскорбление, как насмешку. 

…Но вот пришел какой-то час; и этот человек, чья жизнь была так уродлива, была в таком противоречии с его именем и в какой-то мере с его глубинным призванием, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Без сомнения, он слышал, что Иисус не обыкновенный Учитель; что Иисус совершает многие чудеса, что Иисус недавно, проходя к Иерихону, даровал зрение слепому. И слава Господа Иисуса возбудила в Закхее сильное желание: он захотел Иисуса видеть и для этого не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан: …Человек, вероятно, пожилой, по-земному достойный, богатый, этот человек взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя. 

И Христос, проходя мимо, как говорит Евангелие, Его видит.  Разве Он не видел других людей? Разве не было вокруг толпы?.. Конечно, была и, конечно, видел других людей. 

Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека. Заглянул и увидел, что не напрасно он назван Закхеем – этим святым именем справедливости, святым прозвищем праведности. Желание видеть Иисуса победило в нем все мелочные расчеты. И сила здравого чувства подняла и приблизила его к высоте небесной истины. И Господь его подозвал к себе – Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то закопано, зарыто, зарыто всей его жизнью, затуманено всем его прошлым. И Господь вошел в его дом.

Закхей поверил во Христа и поэтому поверил в самого себя, а через это он поверил в человеческое величие, в святость и дивность человеческого призвания. А поверив во все это, он почувствовал, почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, – недостойно. И он пожелал вырасти, как говорит сегодняшнее послание апостольское, пожелал вырасти в меру роста Христова. Пожелал вырасти встать человека, встать человеческого величия в преломлении к небу!

Вот так каждый человек, каждый из нас, следует своему желанию. Можно даже сказать, что человек сам есть желание.

И мы слышим в Евангелии от Луки, в 12 главе, 34 стих: «Где сокровище ваше, – говорит Христос, – там и сердце ваше…».

И если желание очень сильное, то оно может победить даже природную ограниченность человека. Когда человек страстно чего-нибудь желает, он делает вещи, на которые «нормально», будучи нормальным, он не способен.

Вот таков первый призыв Церкви: мы должны желать, желать того настоящего, заложенного в самой глубине нашей души. И мы должны признать жажду Бога, которая в нас есть, да, собственно, есть в каждом человеке, сознаем мы это или нет, и которая, если мы отворачиваемся и отвращаем наше желание от нее, превращается в нас действительно в «бесполезную страсть».

Вдумаемся в этот образ и приступим в эту неделю по-новому, смело и радостно к тому, чтобы, открыв глаза, преодолев духовную слепоту, теперь пожелать единственного на потребу и через это желание стать свободными людьми – не рабами своей слепоты, не рабами своего страха, не рабами любого человека, не рабами того, что нам принадлежит, что мы приобрели, чем мы обладаем и что нами на самом деле обладает.

Подумаем об этом и пожелаем стать свободными – свободными в Боге, свободными во Христе.

И ступим еще одним шагом дальше, к глубинам покаяния, а через покаяние – в глубины Царствия Божия, в радость полноты жизни, в полноту меры роста Христова.

Этой благодатью дара Святого Духа поддерживаемые и укрепляемые начнем с желанием подготовку к благословенному времени «сорокадневной весны» – Великому посту.


Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь