Как христианину избежать греха лицемерия и ханжества? Могут ли прихожане критиковать Церковь? «Воскресная проповедь»

Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши, а потом тебя предает, осуждает на стороне, или публично говорит гадости в твой адрес другим людям, или измывается с пеной на губах на страницах интернета – это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека

Как христианину избежать греха лицемерия и ханжества? Могут ли прихожане критиковать Церковь? «Воскресная проповедь»

К грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши, а потом тебя предает, осуждает на стороне, или публично говорит гадости в твой адрес другим людям, или измывается с пеной на губах на страницах интернета – это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, – это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь и людей.


Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответствующего содержания, человек может соблазниться и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.

Есть такое античное выражение: «Огонь, вода и медные трубы». Эта фраза нам хорошо широко известна по названию советского фильма-сказки. Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть внешние трудности, а медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм.

Наша Церковная жизнь сегодня наиболее уязвима именно последним искушением. «Почему?» – спросите вы.

Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней и, как правило, приходит на смену огня и воды.

Если бы все и вся вокруг сделались православным, например, православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции, депо имени святителя Николая Чудотворца, детский садик в честь преподобного Сергия Радонежского, театр имени святого Иоанна Кронштадтского… И тогда-то, незаметно для всех Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить – не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.

Пока никаких медных труб не слышно, но вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен, поставлен правильно. Почему? Потому что всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. У множество церковных организаций и отделов у нас внешним образом все хорошо устроено, но Христа там бывает очень мало или трудно встретить вообще, потому что Христа нет в нас.

Поэтому ничего удивительного, когда во время Святок перед входом в Храм вместо традиционных колядок можно услышать дешевую попсу прямо с церковного крыльца. Но к чему такие потакания современным предпочтениям граждан могут привести? К тому, о чем говорил Великий инквизитор Достоевского, обращаясь к Христу: «Мы построили мир без тебя. Мы дали людям все (накормили и избавили от свободы выбора), и они счастливы. У них рай на земле. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви».

Да, действительно, церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она ни была. И сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – это очень плохой знак.

Ведь в Церкви человек должен найти Христа, найти не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы, служители храмов и называющие себя христианами, ни в чем не преуспели.

Форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит, мы еще глубоко мирские люди. Значит, мы не стали солью. А вы пробовали когда-нибудь есть без соли долгое время?

Внешняя форма, построенная по всем правилам, с дорогим великолепием фасадов, однажды в истории нашего народа, не так уж давно, всего столетие назад, рухнула, похоронив миллионы людей. Православная империя не прошла испытание на медные трубы. Сейчас время повторяется, только имеет свою еще более жесткую специфику – уж больно высоко искушение властью и возросшим потреблением. Дух времени вторгается всюду, а в Церковь особенно сильно и грубо. И знаете, это будет ужасно, если Бог отвернется и повторится, то кровопролитное разрушительное время, результатом которого были революция, гражданская война и две мировые войны. Разве этого мы все хотим? Или того, что есть у нашей соседки?

Но не нужно забывать и еще одно: что Церковь – это собрание христиан, живших и живущих, это собрание тех, кого крестили во имя Отца, и Сына, и Святого духа. А по статистике – это почти 80% населения нашей республики. А значит, ответственность за то, что Христа нет в нашей жизни, несем все мы: и те, кто устраивает концерт на церковном крыльце, не задумываясь о содержании формы, и те, кто с остервенением пишет злобные комментарии, а часто специально вырывает из контекста фразы и ситуации, и тем самым еще больше готовит почву для разрушения устоев.

Есть правила критики, которых придерживаются все уважающие себя и свое государство люди – критикуй конструктивно. Если у вас есть что сказать по делу – предложите, вас услышат, потому что Церковь искренне признает свои недостатки и ищет пути и исправления. И важно учитывать еще один фактор – чтобы критиковать Церковь, нужно самому иметь опыт богообщения, а то ведь получится, что филолог диктует математику, как исправить ошибку в сложном уравнении со множеством неизвестных переменных.

Подумаем над всем этим… Подумаем над собой, над тем, что мы говорим и как мы поступаем в нашей жизни.

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь