Как христианину избежать греха лицемерия и ханжества? Могут ли прихожане критиковать Церковь? «Воскресная проповедь»

Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши, а потом тебя предает, осуждает на стороне, или публично говорит гадости в твой адрес другим людям, или измывается с пеной на губах на страницах интернета – это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека

Как христианину избежать греха лицемерия и ханжества? Могут ли прихожане критиковать Церковь? «Воскресная проповедь»

К грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши, а потом тебя предает, осуждает на стороне, или публично говорит гадости в твой адрес другим людям, или измывается с пеной на губах на страницах интернета – это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, – это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь и людей.


Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответствующего содержания, человек может соблазниться и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.

Наша Церковная жизнь сегодня наиболее уязвима именно последним искушением. «Почему?» – спросите вы.

Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней и, как правило, приходит на смену огня и воды.

Пока никаких медных труб не слышно, но вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен, поставлен правильно. Почему? Потому что всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. У множество церковных организаций и отделов у нас внешним образом все хорошо устроено, но Христа там бывает очень мало или трудно встретить вообще, потому что Христа нет в нас.

Поэтому ничего удивительного, когда во время Святок перед входом в Храм вместо традиционных колядок можно услышать дешевую попсу прямо с церковного крыльца. Но к чему такие потакания современным предпочтениям граждан могут привести? К тому, о чем говорил Великий инквизитор Достоевского, обращаясь к Христу: «Мы построили мир без тебя. Мы дали людям все (накормили и избавили от свободы выбора), и они счастливы. У них рай на земле. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви».

Да, действительно, церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она ни была. И сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – это очень плохой знак.

Ведь в Церкви человек должен найти Христа, найти не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы, служители храмов и называющие себя христианами, ни в чем не преуспели.

Форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит, мы еще глубоко мирские люди. Значит, мы не стали солью. А вы пробовали когда-нибудь есть без соли долгое время?

Но не нужно забывать и еще одно: что Церковь – это собрание христиан, живших и живущих, это собрание тех, кого крестили во имя Отца, и Сына, и Святого духа. А по статистике – это почти 80% населения нашей республики. А значит, ответственность за то, что Христа нет в нашей жизни, несем все мы: и те, кто устраивает концерт на церковном крыльце, не задумываясь о содержании формы, и те, кто с остервенением пишет злобные комментарии, а часто специально вырывает из контекста фразы и ситуации, и тем самым еще больше готовит почву для разрушения устоев.

Подумаем над всем этим… Подумаем над собой, над тем, что мы говорим и как мы поступаем в нашей жизни.

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь