Мира тебе, зритель. И правды о той войне, которая все послевоенные годы помогала хранить, пусть временами и местами худой, но мир на ранее весьма воинственном нашем континенте. Правды о нашей истории, которая была и по-военному служила оберегом всем. Даже тем, кто в той войне проиграл. Проиграл, напомню, нашим… И всему миру. Так что, зритель, не раз еще от меня услышишь – мира тебе и правды. Которых сейчас мало. Ведь, как видно, действие оберега заканчивается…
Хотя чего они хотели, когда взялись историю, написанную когда-то алым, переписывать прямо по-черному? Чего хотели те, кто в последние советские годы начал, сначала робко, реабилитировать коллаборационистов, например? Чего хотели те, кто в первые послесоветские, начал с места в карьер, совсем все советское, в том числе правду о войне, – извращать? Чего хотели те, кто начал марать учебники истории? А теперь продолжили дело, разрушая памятники? Ведь история же учит... что сначала уничтожают написанное на бумаге. А потом берутся за уничтожение высеченного на камнях памяти. А потом уничтожают и прочие каменные сооружения. Да и любые другие тоже!
А ведь и вправду, те, кто боролся с историей, именно этого и хотели... Они хотели разрушить то, что тогда, великой ценой, удалось защитить. Они и вправду хотели стереть те страницы. И те границы. Поэтому давай нынче не будем деланно удивляться, что за одним следует другое. Потому что одно без другого не бывало в истории никогда. Потому что информационная атака и медийное противостояние – это всегда громы перед грозой. Это преддверие реальных конфликтов. Утром – фейки, вечером – драка стульями наотмашь.
В 95-м в Польше провели новое расследование дела Ромуальда Райса. Того, кто командовал отрядом «проклятых солдат», что в 46-м убили 79 белорусов за то, что они были белорусами. И за что виновного в этом вполне явном акте геноцида три четверти века тому польским судом осудили и расстреляли. Но уже новый суд образца 95-го смертный приговор отменил. С формулировкой, что Райс убивал белорусов, причем обычных крестьян, «в условиях высшей необходимости для восстановления независимости польского государства». Потом, правда, институт национальной памяти Польши дело пересмотрел. Еще раз. И даже признал, что сам Райс – все же убийца мирных жителей.
Однако с 2011-го, с подачи Леха Качиньского, в Польше уже стали отмечать Национальный день памяти этих самых, в том числе райсовских, «проклятых солдат». Как борцов антисоветского подполья. С митингами и шествиями на их территории. А в 2021-м мероприятие в честь «проклятых» с участием их консула провели в польской школе уже в Бресте…
Так стоит ли удивляться, что власти, проводящие такую политику, сегодня с восторженным остервенением чуть не каждую неделю радостно объявляют о сносе еще одного памятника воинам, павшим в войне с фашистами? И уж тем более не надо удивляться, когда эта же официальная Варшава сейчас, пока на словах, стирает границу между Польшей и Восточными Кресами. Пока теми, что на землях Украины. Но нам и даже литовцам, как говорят, приготовиться.
Кстати, официальный Вильнюс тоже начинал с прославления антисоветских сил. Старательно не замечая, что чествует фашистских наймитов. Не только борцов с красными, но и виновных в геноциде евреев. Поэтому имена Казиса Шкирпы и Йонаса Норейки сегодня официально героизированы. Хотя один работал с немцами и был идеологом кровавых погромов. А второй даже сам отдавал приказы расстреливать мирных граждан и был коллаборационистом. О чем открыто написала-повинилась его внучка – американка.
Впрочем, в сегодняшней Литве быть преступником той войны – это зачастую быть героем сегодняшнего мира. И оттого совершенно понятно, что такую память пестуют. А памятники борцам с фашизмом – тайком оскверняют или открыто сносят. Да и о самом 9 Мая, празднике Победы над коричневой чумой, одиозный борец с памятниками – мэр Вильнюса – открыто позволяет себе говорить, что «он изобретен Советским Союзом, это день пропаганды. Части людей не хватает информации о том, что празднует западный мир».
В этих реалиях нечему удивляться, что сын коллаборациониста, сбежавшего на запад, и по совместительству новый «отец литовской нации» Витаутас Ландсбергис говорил: «Надо знать, какой у нас сосед на востоке, и даже со стороны аннексированной Калининградской области». Ну да, люди, которые переписывают историю под себя, и карты склонны под себя раскраивать по-новому. И смотреть на все с совершенно другой стороны.
Тех, кто воевал на стороне фашистов, в последние годы почитают в Молдове и в Болгарии. В Латвии в честь убийц из батальона СС устраивают шествия. И да, памятники нашим павшим в той войне сносят с подачи чиновников и Латвии и, да, Украины. Причем, кстати, Западная Европа в этих вопросах поосторожней. Была. Вот и США только в этом году додумались отменить традиционный ритуал памяти в честь встречи на Эльбе. Может, потому что догадывались, что исторический новодел и фейки от политических карликов ведут лишь к локальным пикировкам. А если уж в это втянуты глобальные силы – то и последствий стоит ждать аналогичных? Может, поэтому. А раз так, то еще и еще раз, зритель, мира тебе!
Мира, который долгие годы хранила для нас историческая правда. И наши с тобой, зритель, родные из поколений, что пережили ту войну. А теперь вот наше время охранять правду. От фейков. Ради мира. Не празднично? Зато не фейк.
Подписывайтесь на нас в Telegram