Учиться и учить

​На минувшей неделе в Минске состоялся Республиканский педагогический совет. Для образовательной системы нашей страны событие определяющее. Одним из вопросов, которые обсуждались делегатами и Президентом, был вопрос об оплате труда педагогов. Игорь Тур продолжит.

На минувшей неделе в Минске состоялся Республиканский педагогический совет. Для образовательной системы нашей страны событие определяющее. Одним из вопросов, которые обсуждались делегатами и Президентом, был вопрос об оплате труда педагогов. Игорь Тур продолжит.

Она почти 50 лет в профессии, а общий стаж семейной династии Людмилы Бачило перевалил за пять веков. По стопам родителей-педагогов уже пошла и дочь. Особую гордость у учителя с таким стажем вызывает другая преемственность.

Людмила Бачило, директор гимназии №1 г. Борисова: «У нас в гимназии работают 28 учителей, которые окончили нашу гимназию. Они работают с душой, очень ответственно».

Работает с душой каждый из почти тысячи участников Республиканского педсовета. Перед ними на неделе стояла задача определить, что нужно (и нужно ли вообще?) менять, чтобы белорусское образование стало ещё лучше.

Участие Александра Лукашенко приковало к педсовету внимание не только учителей. На повестке дня, казалось, громкие вопросы: вдруг перейдём обратно на пятибалльную систему оценок, а начало школьного дня повсеместно назначат на девять утра? Но Президент в своём вступительном слове пояснил, что это не системообразующие вопросы, и рассказал, почему именно в этом году он решил принять участие в педсовете.

В своей речи Александр Лукашенко коснулся, пожалуй, всех основных тем системы образования и дал им свою оценку. Глава государства таким образом сформировал условный дневник Республиканского педагогического совета, где отметки были общими для чиновников и учителей.

Урок первый – история. Очевидно, один из любимых у Александра Лукашенко и важнейший для страны. Для невнимательных с задней парты: Президент – историк по образованию. Одно из главных достижений нашего образования – это то, что Беларусь смогла сохранить колоссальный опыт преподавания. И сохранение дискуссионной, но нужной системы советского образования – это то, что лишь Беларуси удалось сделать. Педагогическое сообщество страны по истории получает крепкую «десятку». 

Урок второй – ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности всей системы кроются в дошкольном образовании. Президент отмечает, что ещё недавно с детскими садами и с их количеством были проблемы. Но они решаются. А вот качество – на высоте. К 2020 году правительству поставлена задача снять все вопросы по дошкольному образованию и построить ещё больше детских садов. По ОБЖ – «восьмёрка».

Третий урок – математика. Педагоги оживились, когда Президент заговорил о зарплатах. Но мысль Александра Лукашенко на этот счёт образно можно представить так: пять рабочих дней, умноженных на восемь отработанных часов, не нужно пытаться уравнять с тысячей долларов. Учителю не должно быть стыдно за свою зарплату, но зарабатывать он должен исходя из приложенных усилий. Ведь кто-то отрабатывает свои часы и вприпрыжку с учениками спешит из школы, а другие и сами себе назначают домашнее задание. Да, систему нужно дорабатывать. Отдельным категориям (молодым педагогам и учителям начальных классов) зарплату нужно поднимать чуть ли не вдвое. Поэтому по математике чиновники получают «семёрку», под обещание подтянуться в следующей четверти. 

А вот с литературой (удалось написать правильные учебники) всё в порядке. К школьным пособиям было немало нареканий, но после поручения Президента их доработали, упростили и сориентировали на практическое применение. Под заверения составителей учебников стараться дальше, по литературе ставится крепкая «девятка».

Урок пятый – трудовое обучение. Здесь лучше всяких слов говорят победы белорусских студентов и учащихся на международных конкурсах профмастерства. Оценка была бы выше, но вот в школах нужно дорабатывать. Юноши не всегда знают, как вкрутить лампочку, а девушки иногда впервые в жизни пуговицу пришивают уже после выпускного бала. По трудовому обучению – «шестёрка».

«Человек. Общество. Государство» – урок шестой. Тематика этой школьной дисциплины широкая, широким был и спектр вопросов во время дискуссий Александра Лукашенко с учителями. Педсовет плавно перешёл на форму открытого микрофона – у каждого была возможность задать свой вопрос Президенту Беларуси и рассчитывать на откровенный ответ.

Общую оценку выставить сложно, но «восьмёрка» крепкая. Итог следующий: белорусская система образования – ученик старших классов. Выпуск, то есть окончательное формирование в устойчивую систему без значительных проблем, уже скоро. Да, это не круглый отличник, но здоровое стремление к победам очевидно. Именно поэтому Александр Лукашенко подчёркивает, что о тотальной ломке системы речь не идёт, нужно лишь продолжать совершенствование и аккуратные реформы.

Людмила Мячина, начальник отдела Гродненского областного института развития образования: «Сегодня получился не просто разговор, а конструктивный диалог. Сидящие в зале получили ответы на те вопросы, с которыми они сюда пришли, с которыми они завтра приедут в свои учреждения образования, в свои коллективы».

Все предложения, прозвучавшие на педсовете, аккумулируют в итоговый документ – концепцию развития до 2020 года. На перспективу – и до 2030 года. На это время образно назначен университетский выпускной белорусской системы образования. К нему и будут готовиться уже сегодня педагоги и чиновники.

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram