«Чёрный квадрат» показывают сегодня в Смиловичах. Не сам шедевр Казимира Малевича, конечно. «На100ящий УНОВИС» – проект в честь векового юбилея всемирно известного витебского объединения «Утвердителей нового искусства». Уже наследие прошлого переосмыслили юные воспитанники арт-центра «Улей».
«Повторение – мать учения» – в этом пространстве «в точку». Кураторы воссоздали развеску картин на выставке 1915 года. Той, где впервые был явлен «Чёрный квадрат». Сегодня в красном углу гордо реет свежий пример экспериментальной живописи.
Татьяна Тригубяк, педагог Центра творчества детей и молодёжи им. Хаима Сутина: «Когда ребёнок только начинает осваивать основы живописи, композиции, перспективы, ты невольно заставляешь его представить окружающий мир в качестве геометрической формы. Даже окно работает на супрематизм. Это супрематизм, который ребята пропустили через свою призму восприятия, добавили нотки и абстрактного искусства, и импрессионизма, и экспрессионизма».
Они только учатся рисовать, а уже повернули супрематизм в наши дни. Символика линий, форм, цвета Малевича и на керамике – авангардно, хоть сейчас в производство. Стол – единственный экземпляр, сделан специально к выставке последователей.
Архитектон – придумал Малевич, 95 лет назад. Художник, который буквально перевернул всё с ног на голову, представлял свои работы как космические строения. Эти три проекта могли бы стать земными. Представьте, такой концертный зал в Смиловичах. Мечтать не вредно, а даже полезно.
Отголоски невероятных идей Малевича сегодня и в коллекции фантазийной одежды. Задача стояла перед «пчёлками» из этого «Улья» непростая: от эскиза и создания костюма до дефиле по мотивам оперы «Победа над солнцем». 7 образов креативных профессий.
Мария Бразовская, педагог Центра творчества детей и молодёжи им. Хаима Сутина: «Те же самые плащики отшивали как верхнюю одежду. То есть в этом можно выйти на улицу. Кроме "Чёрного квадрата"! Это отдельная история. Мы использовали его как символ, как начало всего. В постановке они задействовали все свои навыки пластики, хореографии, чтобы показать свою творческую задумку».
В Центре Хаима Сутина сегодня де-факто «примирились» художники-звёзды Витебской школы. Шагал и Малевич – синяя коза и чёрный квадрат – были недругами. Сто лет прошло, а идеи «Утвердителей нового искусства» всё так же актуальны. Это будущее.
Подписывайтесь на нас в Telegram