В Национальном художественном музее представили «Немецкую живопись и гравюру» из своей коллекции

В Национальном художественном музее представили «Немецкую живопись и гравюру» из своей коллекции

В Национальном художественном музее сегодня представили «Немецкую живопись и гравюру» из своей коллекции. Экспозиция охватывает период с XVII века по начало XX-го. Многие предметы недавно прошли реставрацию, некоторые демонстрируются впервые. Это партнёрский проект главной арт-институции страны с Посольском Германии. 


Дюрер, Кранах, Гольбейн – земляки авторов, что «сделали» эту выставку немецкого искусства. Она не претендует на полноту и разнообразие, однако и здесь есть хиты. Портрет Михала Казимира Огинского кисти дрезденской художницы Анны Розины Лишевской. Вероятно, образ написан для «усадьбы муз» известного мецената в Слониме.       

Светлана Прокопьева, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «По количеству и по качеству – третья коллекция. Она уступает лишь итальянской и французской художественным школам. Таким образом, мы можем проследить эволюцию искусства этой страны на протяжении, по сути, четырёх веков».

Ретроспектива в двух залах – 59 образцов живописи и графики. Это почти всё наше «немецкое» – без пары работ, их ещё нужно реставрировать. Часть арт-объектов – из довоенного музейного фонда страны. Так называемая «рембрандтеска» XVIII века – подражание великому голландцу. Хранитель коллекции сейчас готовит её первый каталог. 

Пожалуй, самый зримый пример влияния немецкой культуры на белорусскую – хрестоматийный «Портрет Януша Радзивилла». Он и в учебниках, и на почтовой марке. Создал образ в 1652 году художник Даниэль Шульц. Он творил вне Германии. А рядом всегда – портрет жён князя. Уже другого мастера – Иоганна Шрёттера. Говорят: красота национальности не имеет.

Среди последних немецких «обновок» – купили в нулевых – офорт «Скалистое ущелье» Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха. Это редкая гравюра, единственная в своём «состоянии». Титульный лист к сборнику 1745 года – «лицо» выставки, на афише. Основная масса произведений тиражного искусства поступила в музей в конце 1960-х.  

Светлана Прокопьева, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «В 90-е годы мы приобрели лист "Белорусы Могилёвской губернии", созданный Кюном. Немецкие мастера гравюры, которые представлены на выставке, они очень разные. Это известные имена. Это художники, которые абсолютно никому не известны». 

Открыли выставку без торжественных речей – вирус бродит по Европе. Съездить в Берлин или в Дрезден пока проблема. У белорусских ценителей живописи и гравюры отличный повод сходить в свой музей, встретиться с земляками Дюрера, Кранаха, Гольбейна. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс