Нюансы эксплуатации электромобилей в Беларуси: где зарядить, сколько стоит?

Нюансы эксплуатации электромобилей в Беларуси: где зарядить, сколько стоит?

Если купить электромобиль, но нет станции зарядки – далеко не уедешь. Но со станциями дело налаживается – всё чаще по дороге можно увидеть значок «молния». Электромобильный рынок – один из самых перспективных сегодня. Ежегодно он прибавляет в своих объёмах 25%. Поэтому и есть интересная инициатива – на территории ЕАЭС ввести нулевую таможенную пошлину на ввоз электромобилей. То есть, отсутствие растаможки должно стать мощным стимулом для развития всего рынка – станций зарядок и сервиса, инфраструктуры. 


И не могли не поинтересоваться у Михаила Мясниковича, когда же ждать отмены пошлины. Так вот, Коллегия решение уже поддержала, окончательное решение за Советом ЕЭК. И если всё получится, то уже этой весной пошлины приведут к нулю.

Евгений Швед за рулём, подчёркивает, бюджетного электрокара – полтора года. И плюсов насчитал больше, чем минусов. Ни запаха бензина, ни вибрации, ни шума. Одна проблема – не везде есть станции подзарядки. А там, где они и есть, зачастую не подъехать. Не пора ли ввести запрет парковки для владельцев «дизелей» и «бензинов» под таким вот знаком? 

Электрокар Евгению обошёлся в 14 тысяч долларов, а его бензиновый аналог дешевле на шесть тысяч. Но всё подсчитано. За год – 30 тысяч километров пробега: а это экономия только на топливе около двух тысяч долларов, ещё 500 – на обслуживании. Получается, меньше, чем за три года электромобиль с лихвой окупит разницу. Евгений признаётся, теперь уже ни за что не пересядет в «обычную» машину. Недавно заказал из Америки ещё один электрокар, с большим запасом хода. Новость о скорой отмене так называемой растаможки, конечно, порадовала. 

Сегодня при растаможке электромобиля нужно перевести два основных платежа. Пошлину – 15%, и НДС – 20%. И если пошлины не будет, считаем экономию. Электрокар, который купили за десять тысяч долларов, по итогу обойдётся не в тринадцать восемьсот, а в двенадцать тысяч триста. Экономия – полторы тысячи долларов (в эквиваленте). К слову, такие же правила уже действовали с сентября 2016-го по август 2017-го года – тогда импорт электромобилей в Беларусь увеличился в четыре раза. В высоких кабинетах и сейчас посчитали – выгодное дело может получиться!

В Департаменте по энергоэффективности очень ждут отмены пошлин. Ведь сегодня весь транспорт страны потребляет примерно четыре миллиона тонн нефтепродуктов. А если учесть экологию, то 65% всех вредных выбросов в Беларуси это не заводы и не ТЭЦ, а автомобили с двигателями внутреннего сгорания! Больше работает двигатель, больше выбросов. А от электричества таких проблем нет. 

В Беларуси зарегистрированы примерно 350 электрокаров. И почти столько же «зарядок». Только у «Белоруснефти» – 250! В этом году появятся ещё 170. 

«Зарядки» бывают медленные – на 22 киловатта (это когда часа заряда хватает всего на 30 километров) и быстрые – до 120 киловатт (7 минут времени превращаются в 35 километров пути). Упор, конечно, на быстрые. Их в стране – больше половины. Пока заряжаться можно бесплатно, но на «Белоруснефти» уже задумались над тем, чтобы ввести оплату. Над тарифом ещё думают. Но обещают, что это будет гораздо дешевле, чем заправляться бензином.  

Владелец СТО и фанат электрокаров Вадим Шут уже сегодня предлагает идти дальше.

Вадим Шут, директор СТО по ремонту электромобилей: «В перспективе должно быть что-то вот такое. То, что позволяет заряжать автомобиль полностью, на 400 километров, за 20 минут! И это уже, кстати, не совершенство тоже. Сейчас есть зарядные станции, которые могут зарядить машину за 5 минут на 400 километров. А вот у нас, к сожалению, только нарисованная на стене». 

Три электромобиля в семье у Вадима каждый год экономят для страны девять тонн нефти. А обслуживать где? Сегодня в стране работает всего одна «электроСТО». Пока этого достаточно. Во-первых, электрокаров не так много, но если будет больше таких машин, то и СТО понадобятся. А во-вторых, такие машины не часто ломаются. Вот американский образец оживили прямо на глазах. 

Николай Васюкевич, автоэлектрик: «Она приехала из Америки под восстановление, то есть человек её купил на аукционе. У нее не работает батарейка. Мы ее разобрали, нашли неисправных четыре модуля, плату заменили, и вот сейчас у нас сборка. Уже проверили, всё работает». 

Николай уверен, за электромобилями в Беларуси будущее. И надеется: скорое. Будущее, на которое не надо будет смотреть через нефтяную трубу. А отмена пошлин и увеличение количества зарядок – лишь первые, но не последние шаги на этом пути. 

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram