В Беларуси принят закон «О риэлтерской деятельности». В связи с этим Министерством юстиции разработана Инструкция, в которой определено, кто может претендовать на получение свидетельства об аттестации риэлтера, как будет проводиться экзамен, а также порядок выдачи, внесения изменений, продления срока действия и аннулирования свидетельства. Инструкция опубликована на Национальном правовом интернет-портале.
Кто может претендовать на получение свидетельства об аттестации риэлтера?
Согласно Инструкции, к сдаче аттестационного экзамена допускаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно на территории нашей страны, которые:
- имеют высшее образование; освоили содержание программы обучающих курсов и планируют оказывать риэлтерские услуги, работая по найму.
- имеют среднее специальное образование, стаж работы не менее 3 лет агентом по операциям с недвижимостью, работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования закона «О риэлтерской деятельности», которые планируют оказывать риэлтерские услуги, работая по найму. ВАЖНО! Эта категория лиц может претендовать на получение свидетельства об аттестации риэлтера в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу постановления, утвердившего данную инструкцию (с 16 июня 2025 года).
Кто не может претендовать на получение свидетельства?
К сдаче аттестационного экзамена не допускаются следующие граждане:
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
- ранее совершившие умышленное преступление против собственности и порядка осуществления экономической деятельности либо иное умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена;
- уволенные из суда, правоохранительных и других государственных органов по дискредитирующими обстоятельствами – в течение трех лет после увольнения;
- в отношении которых в течение года до дня обращения с уведомлением о сдаче аттестационного экзамена было принято решение об аннулировании свидетельства;
- в отношении которых либо в отношении ИП (юрлица), в качестве которого были зарегистрированы эти лица, в течение года до дня обращения с уведомлением было принято решение о прекращении лицензии на осуществление адвокатской или риэлтерской деятельности, оказание юридических услуг при выявлении некоторых фактов.
Как будет проводиться аттестационный экзамен?
Аттестационный экзамен проводится по мере комплектования групп (как правило, в количестве не менее 10 претендентов). Он состоит из двух частей – устной и письменной. Так, претенденту на получение свидетельства нужно будет пройти тест на компьютере, который включает 20 вопросов (на тестирование отводится 30 минут). Те, кто наберет не менее 15 баллов, будут допущены ко второй части экзамена, где предстоит устно ответить на вопрос по программе подготовки к аттестационному экзамену.
На экзамене запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой, телефонами, разговаривать с другими претендентами.
Претенденты, не сдавшие аттестационный экзамен, могут не ранее чем через месяц со дня его проведения повторно подать в Министерство юстиции уведомление, чтобы вновь попытаться сдать экзамен.
Порядок выдачи свидетельства, внесения в него правок, прекращения и аннулирования
Свидетельство выдается в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты принятия решения о его выдаче. Его может получить либо сам обладатель, либо его представитель (у него должна быть доверенность).
Срок действия свидетельства – пять лет. Он может быть продлен на пять лет неоднократно.
В случае изменения фамилии, собственного имени, отчества обладатель свидетельства в течение месяца со дня выдачи нового документа, удостоверяющего личность, должен обратиться в Министерство юстиции для внесения соответствующих изменений в свидетельство.
В случае утраты свидетельства его обладатель должен обратиться в Минюст с заявлением о выдаче дубликата свидетельства.
Действие свидетельства прекращается в следующих случаях:
- по истечении срока, на который оно выдано;
- в случае смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим обладателя свидетельства;
- по решению Комиссии (например, если лицо больше не будет оказывать риэлтерские услуги, если риэлтер непрерывно в течение двух месяцев не осуществлял деятельность по оказанию риэлтерских услуг и в других случаях).
Свидетельство аннулируется если:
- лицо предоставило недостоверные сведения, необходимые для принятия решения о выдаче свидетельства;
- в течение 12 месяцев подряд обладателю свидетельства вынесены два и более предупреждения за нарушение законодательства, регулирующего деятельность по оказанию риэлтерских услуг;
- обладатель свидетельства передал право оказания услуг лицу, не имеющему соответствующего свидетельства;
- обладатель свидетельства совершил умышленное преступление.
Также в Инструкции прописаны и другие случаи, когда свидетельство аннулируется.
Об основных пунктах закона «О риэлтерской деятельности» можно почитать здесь.
Фото: Pixabay
Подписывайтесь на нас в Telegram