Разговор в преддверии первого сентября и в продолжение вчерашнего совещания у Президента. Давать не только знания, но и воспитывать настоящих патриотов. Как школе найти общий язык с «цифровым поколением», а вузам не проглядеть способного студента? О совершенствовании белорусской системы образования сегодня говорили и на коллегии Администрации Президента.
В центре внимания, прежде всего, ученик. Учебный процесс должен быть понятным и интересным, а система контроля знаний – объективной и человечной! И здесь, конечно, последнее слово должно быть за учителем. Сегодня их роль в формировании нового поколения только возрастает, а вместе с этим должен расти и престиж профессии педагога.
Университет имени Максима Танка. Где, если не здесь, в главной кузнице педагогических кадров страны, вести разговор о будущем всей образовательной отрасли. Если вы думаете, что быть учителем не модно – поверьте, это стереотип. А подтверждение тому – итоги нынешней вступительной компании. Она подняла планку очень высоко. И теперь действительно смело можно утверждать – в педагоги идут лучшие.
Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка: «В последние годы непрерывно повышается качество абитуриентов, которые приходят к нам. Нас радует то, что к нам приходят все больше мотивированных подготовленных ребят. Я все-таки считают, что в образовании среди педагогов не должно быть случайных людей. Что приятно, в последние годы все больше ребят приходят к нам, парней, мы всегда говорили, что это женская профессия, но у нас на некоторые факультеты 50, 60% парней. Итоги нынешнего года также порадовали – больше 2 человек на место, на некоторые специальности до 5 человек».
Кадры решают все. Эта фраза актуальна и сегодня, тем более, когда речь идет о педагогах. Нельзя сказать, что отрасль ощущает кадровый голод, здесь вопрос скорее текучки специалистов. Понятно, задержаться в сельской местности хотят не все, но благодаря бонусам для молодых педагогов уже со сдержанным оптимизмом можно сказать – и эту тенденция удалось переломить.
Андрей Заблоцкий, начальник главного управления по образованию Могилевского облисполкома: «Если говорить о цифрах, по прошлому году, порядка 60% выпускников-2019, мы же отслеживаем за три года, закрепляются, в большей степени, кстати, закрепляются выпускники в отдаленных районах. Если он уже туда прибыл, ему создаются все условия – и выделения жилья, система наставничества, это и государственная поддержка финансовая».
А еще куда охотнее в глубинку едут те, кто сам из нее вышел. Целевой набор в вузах растет. И к такой белорусской практике присматриваются даже за рубежом. Абитуриент еще в школе получает навыки по будущей специальности и поступает в вуз без экзаменов, но после непременно возвращается домой, где его уже ждет рабочее место.
Сделать оптимальной связку школа-вуз. Об этом на большом совещании накануне говорил и Президент. Посыл Главы государства – знания должны получать, прежде всего, самые мотивированные абитуриенты, которые уже четко определись, для чего им нужен диплом о высшем образовании.
В преддверии нового учебного года, пожалуй, главный вопрос: какой будет уже следующая вступительная кампания? Потому в аудитории сегодня не только руководители вузов и областных управлений образований, но и чиновники различных уровней. От каждого из них ждут конкретных предложений, а в самой ближайшей перспективе – и решения тех задач, которые обозначил Президент.
Игорь Сергеенко, глава Администрации Президента Беларуси: «Задействуем широкий круг не только специалистов, но и родителей, педагогов, чтобы определить в ближайшее время – какой же должна быть система отбора лучших выпускников наших школ, которые планирует поступать в вузы. Да, подготовка профессиональных кадров, но и подготовка нацеленных людей на ту или иную специальность, подготовка патриотов страны. Это серьезная задача».
Очевидно, нынешняя система отбора в вузы не нуждается в коренной ломке, но изменения все-таки назрели. И здесь важно идти в ногу со временем. И речь не только о вступительной компании. Тот же новый Кодекс об образовании как раз и аккумулирует многие новшества.
Андрей Иванец, министр образования Беларуси: «Переработано 40 указов Главы государства, 60 постановлений Совмина, вновь разработано 30 постановлений Минобора. За каждым документом, безусловно, кроется та или иная новация. Сегодня мы должны ответить на главный вопрос – насколько наша система образования на всех уровнях готова воспринять эти новации?»
Задач много, но цель одна – сделать лучше для всех. Педагогов, учеников и их родителей, страны в целом. На совещании речь также шла об открытии новых учреждений образования и о реорганизации школ в тех населенных пунктах, где количество учеников значительно меньше нормы. К этому вопросу подойдут взвешенно, ведь школьники в сельской местности не должны долго добираться к месту учебы. В целом, учреждения образования к новому учебному году готовы. К слову, первого сентября во всех учебных заведениях страны ждут более миллиона школьников и студентов.
Подписывайтесь на нас в Telegram