Каким будет белорусское образование и какие экзамены ждут абитуриентов? Итоги совещания у Лукашенко

Каким будет белорусское образование и какие экзамены ждут абитуриентов? Итоги совещания у Лукашенко

Перезагрузка системы образования – вопрос государственной важности. Однако, планируя изменения, важен разумный и сбалансированный подход. Ведь уровень образования определяет будущее, развитие экономики и ее устойчивость к мировым вызовам. А это уже, по сути, фундамент национальной безопасности. Инициативы по нововведениям, особенно во вступительной кампании, обсудили сегодня во Дворце Независимости. И вопрос, как будут сдавать экзамены выпускники школ, пока не закрыли. Но ошибки допускать не время – подчеркнет Президент. Ведь корректировать их, возможно, придется десятилетиями. А когда речь идет о нашем главном достоянии – детях – это просто непозволительно. А значит, все правила в системе образования должны быть понятны и ученикам, и педагогам, и родителям. И написаны с прицелом на перспективу и развитие системы. 


Совсем скоро перевернем календарь и снова будет 1 сентября – новый учебный год и обратный отсчет до очередной вступительной кампании. Поэтому совещание о развитии национальной системы образования во многом установочное, традиционное, но с новациями. Больше участников, которые максимально погружены в образовательный процесс: ректоры, директоры и учителя. Более того, во Дворце и нынешний министр образования и его предшественник, который оставил хороший задел, скажет позже Александр Лукашенко. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «В начале года мы значительно обновили Кодекс об образовании и правила приема в техникумы и вузы. В настоящее время проводится серьезная корректировка законодательства, прошла в обновленном формате вступительная кампания. Основные нововведения в соответствии с кодексом и правилами приема планируются с 2023 года. Скоро, фактически с началом учебного года, мы дадим старт новой вступительной кампании». 

Нынешняя прошла ровно. Вакантными остались всего 86 бюджетных мест. На педагогические специальности в вузах – полный комплект. Всего 10 нарушений на централизованном тестировании. 337 человек написали все три теста на сто баллов. 

Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Особенность ЦТ в следующем: с учетом пожеланий родителей абитуриентов, задействование максимально выходных дней, увеличение времени для выполнения тестов по физике и математике с 3 до 3,5 часов. Эту новацию планируем сохранить. Отмечается значительное увеличение числа абитуриентов, выбравших тестирование по математике и физике».

И здесь важный вопрос – как сделать оптимальной связку школа-вуз? Чтобы со школьной скамьи за парту в университетской аудитории попадали самые мотивированные абитуриенты. Не по принципу: лишь бы поступить, а куда возьмут – не важно, а по призванию или даже сразу по целевому набору.  

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Главным принципом моей политики в образовании остается справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения. Правда, я так подумал над этим тезисом и сделал вывод, что как никогда раньше такие возможности есть. Особенно что касается целевого направления ребят и девчонок для обучения в вузе. Целевое направление – это большая льгота. Те, кто неплохо занимались в школе, имеют возможность поступить в вуз. Поэтому учителя, выпускники и их родители должны четко знать все правила, чтобы реализовать свое конституционное право на получение образования».

Поэтому ключевой вопрос – какой будет будущая кампания. Для этого Александр Лукашенко справедливо и задает вопросы людям, которые знают систему образования изнутри. Более того, они же и ее и создают. А значит должны хорошо понимать, что система отбора должна быть сбалансированной. И суть даже где-то не в том, будет это тест, экзамен или смешанная форма. Главное – четкое видение на перспективу. Долгосрочную. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Времени на раскачку практически нет. И в случае ошибки люди уже нас просто не простят. Сколько раз мы будем возвращаться к системе образования с точки зрения ее реформирования и совершенствования? Большая часть наших граждан так или иначе связана с системой образования».

А значит поспешность или не самые взвешенные решения скажутся на всех. Ведь образование – это тема, которая касается практически каждой семьи. И она должна быть понятной и родителям, и школьникам, и учителям. 

Игорь Карпенко, председатель Центризбиркома Беларуси, министр образования Беларуси (2016-2021): «Школьник раньше сдавал 4 экзамена. По языкам писал изложение, по математике – контрольную работу, историю сдавал устно. в 11 классе будет два централизованных экзамена в виде централизованного тестирования. Так, чтобы понятно было. По языку на выбор и по математике.  Одновременно школьник получит оценку в аттестат, средний бал, то, что в году было и то, что получил на этом экзамене и одновременно получит сертификат по языку и математике. Дальше с сертификатами и аттестатом зрелости может пойти поступать в вузы. Для этого еще нужно сдать профильное ЦТ». 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Во всех вузах математику и язык будем сдавать?» 

Игорь Карпенко, председатель Центризбиркома Беларуси, министр образования Беларуси (2016-2021):: «Нет…. не обязательно, не во всех».

В этом и вопрос. Как быть тем, кому не пригодится результат по той же математике для поступления в вуз? Предложенная форма оптимальная или предусмотреть больше вариантов – вот, что волнует Александра Лукашенко. Министр образования уточняет, может дело все-таки не в форме, а в содержании

Андрей Иванец, министр образования Беларуси«В рамках проведения единого централизованного экзамена, у нас будет новая структура этого теста, так называемого. Минимизируем количество заданий, где будет возможность выбора ответа. Это позволит во многом решить вопрос, увидеть абитуриента. В настоящее время полностью ломать существующую систему и полного ухода ЦТ пока прежде временно». 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Хорошо к чему мы движемся? Полностью не ломаем, но к чему мы идем?» 

Андрей Иванец, министр образования Беларуси«В первую очередь через централизованный экзамен мы увидим объективный срез знаний абсолютно всех выпускников школ. Независимо от того, поступает они в университеты или не поступают. Во-вторых, расширяя перечень специальностей, где будет внутренний экзамен, мы возвращаем то лучшее, что было, когда мы видели абитуриента».

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы хотим получить с высшим образованием не только грамотного человека, по крайней мере, на первой стадии, в результате ЦТ, но мы хотим получить и настоящего человека, патриота».   

Видеть человека, подчеркивает Александр Лукашенко. Заслонять личность и истинную мотивацию вступительные испытания не должны. Конечно, компьютер, который проверяет бланки тестов, и оценит знания, но человеческие качества не разглядит: что заложили в школе и с каким бэкграундом школьник пошел в вуз, а главное, с какой целью. Просто за «корочкой» или за реальной профессией? 

Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Мы должны заранее видеть специалиста, потенциального специалиста со школьной скамьи и его вести именно в ту профессию, в которой он может качественно себя реализовать для нашей страны, для наших людей. Главой государства поставлены соответствующие задачи, чтобы мы эту работу предметно сконцентрировали и видели таких ребят. Даже если они где-то по знаниям не дотягивают, но у них твердый мощный внутренний стержень, они потом знания наверстают, из них получатся хорошие специалисты».

Еще один важный момент – формализму в системе образования не место. Тот же шестой школьный день должен приносить ребятам пользу. А вот силы – хорошее питание. Его организация – вопрос, так сказать, внутренней кухни министерства и школ. А вот, что касается стремления разгрузить школьников (именно таким был лейтмотив частичного совмещения выпускных экзаменов в школе и ЦТ), то над этим стоит еще подумать. 

Андрей Иванец, министр образования Беларуси: «Поставлены конкретные сжатые сроки: чтобы до нового года мы внесли предложения: или сохраняет существующую систему или вводим необходимые новации, которые позволят увидеть абитуриента. Вопрос проведения централизованного экзамена уже определен. Другой вопрос, что проведение централизованного экзамена – это всего лишь элемент вступительной кампании, и в этой связи мы должны посмотреть, каким этот централизованный экзамен должен быть и какие еще дополнительные вступительные испытания могут быть в каждом конкретном университете либо в группе университетов на конкретные специальности». 

С 23-го года самых одаренных и мотивированных школьников ждут новые бонусы. Показал себя в университетской олимпиаде – максимум шансов на студенческий билет этого вуза. Льготы по зачислению получат и самые способные выпускники национального детского технопарка. Кстати, его подопечная, Анастасия Бильдь, в этом году набрала 400 баллов и уже студентка БГУИРа. А это говорит об одном: нужно просто стараться и хорошо учиться, тогда любые задания и в любой форме будут по силам. 

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Наталья Тарасюк
География:
Беларусь