СМИ сообщили о продаже трети пахотных земель Украины западным компаниям: что это может значить для страны?

Президент Украины и Верховная рада своими законами создали условия, при которых треть сельхозугодий страны продана с молотка иностранным корпорациям. Такие данные в материале австралийской прессы. Эксперты приходят к выводу, что уже вся политика Киева, как внешняя, так и внутренняя, диктуется извне. При этом для западных компаний кризис лишь на руку. Ведь пока хаос, под шумок можно мародерничать. В особо крупных размерах. Что же получается, чернозем Украины меняет хозяев?

Это статья австралийского издания National Review. Ее главная суть, собственно, в этом и новость, что три большие американские транснациональные корпорации скупили 17 миллионов гектаров украинских сельскохозяйственных земель. Цифра не пугает, пока не разберешься. Вот наглядно.

Украина, в ее прежних границах с Луганском и Донецком, – это более 60 миллионов гектаров земли. Из них более 70% – это пашни сельскохозяйственного назначения, то есть 42 миллиона гектаров. И из этих 42 миллионов с молотка ушли 17 – без малого половина. Или вот еще для сравнения: к примеру, вся Беларусь занимает чуть более 20,5 миллионов гектаров. Вот и выходит, что три американские компании отхватили на Украине кусок плодородных земель, практически равный площади нашей страны. Согласитесь, хороший у американцев аппетит.

Помните в детстве – собираешься компанией друзей, чертишь круг, метаешь ножичек и «оттяпываешь» кусок земли соперника. Так вот фактически то же самое сейчас происходит с Украиной, ее просто разрывают на части (хотя почему только сейчас – то же самое было и 5-10 лет назад). Только в этом случае отнюдь не детская забава – вместо друзей вполне реальные транснациональные гиганты. 

Так что это за компании? Вернемся к статье. Cargill, Dupont и Monsanto – первая занимается поставками продуктов питания и сельскохозяйственных товаров по всему миру, но основана в США. Вторая – крупнейшая химическая компания на планете, последняя – мировой лидер биотехнологии растений, официально немецко-австралийская, но с американским капиталом. Мотив корпораций более чем банален, есть ниша – можно деньги заработать. Закон рынка. Тем более что сейчас тот, кто максимально раскинет сети, тот – вовремя, когда грядет голод, – заработает больше всех. Принцип понятен: богатые и дальше богатеют, а бедные…Ну, вы поняли. 

Ценность украинской земли международные компании оценили еще во время продовольственного кризиса 2007-2008 годов, когда был приостановлен экспорт украинской продовольственной продукции, после чего во многих странах мира подорожал хлеб, а кое-где прошли так называемые голодные бунты. Украинские предприятия тогда лежали в руинах и искали инвестора, а в страну хлынули небольшие иностранные фермеры. А потом и корпорации.

Николай Межевич, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований: «Разруха создавалась планово и внепланово почти тридцать лет. Сначала продавались наиболее очевидные активы: промышленные предприятия, объекты культуры, жилье и так далее. Земля – это такой символ для любого народа. И для украинского. Президенты Кучма и Кравчук старались не форсировать земельную реформу. При Порошенко, при предпоследнем президенте Украины, началась форсированная земельная реформа. То есть по сути продажа земли иностранцам. Так как это происходило в Эстонии, Латвии и Литве. С точки зрения закона – это не захват, но по сути, с политической точки зрения – это захват. Это несправедливая цена. Такое есть понятие в экономике. Заведомо несправедливая цена».  

Сказать точно, насколько сегодня распроданы те же земли иностранным корпорациям, не возьмется никто. При том что в стране законодательный мораторий на подобную торговлю. Год назад на Украине вступил в силу скандальный закон о земле, по которому продавать ее можно, но только физическим лицам и по 100 гектаров в одни руки. При этом сельхозугодия запрещено продавать иностранцам. Но вот что любопытно: украинские СМИ сообщают, что с начала военных действий Министерство аграрной политики страны не приостановило продажу земли – наоборот, только наращивает ее. А цены взлетели так, что простому украинскому фермеру не просто гектары, а даже сотки – не по карману. Так что война для кого-то – удобная ширма. Кстати, инвентаризация всего земельного фонда Украины не проводится последние несколько десятков лет. Логично! Не знаешь, сколько есть – не всплывет, сколько «разбазарили». 

При этом речь идет об очень плодородной почве. Около 40% украинской пашни – это черноземы. А это сегодня, когда введены торговые эмбарго, – это самый востребованный ресурс в мире. И уж Вашингтон его не упустит. Отсюда и массированная военная поддержка. И пока на Украине царит хаос, можно «под шумок» воротить свои дела. Вывозить зерно, скупать земли и вгонять страну в долги. Киев уже не может платить по счетам. Совокупный долг Украины превысил 100 миллиардов долларов. Это фактический дефолт. Украинские власти просят у зарубежных кредиторов отсрочку на два года. И скорее всего ее получат. Но это не значит, что долги не придется возвращать. Только в 2024 году суммы будут куда больше.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Влада Карницкая
География:
Украина