Сближение Беларуси, России, Китая и Ирана: как Вашингтон препятствует дипломатии

Стадия принятия факта, что препятствием для многих стран был и остается глобальный Вашингтон, похоже окончательно пройдена

Сближение Беларуси, России, Китая и Ирана: как Вашингтон препятствует дипломатии

Помните из школьного курса принцип: любая система стремится к равновесию. Если примерить эту «физику» на то, что сейчас происходит в геополитике, становится очевидным: «коллективный Запад» теряет силу – этот «сосуд» вне всяких сомнений давно дал течь, а на востоке тем временем все отчетливее прорисовываются контуры нового мирового полюса.

И таким мощным планетарным противовесом, который уже не по зубам ни Европе, ни Америке, вне всяких сомнений становится Китай. Пекин стремительно набирает вес – в экономике, политике, дипломатии. Вспомните, что после затяжной паузы представители Ирана и Саудовской Аравии пожали руки друг другу именно в КНР – факт, который во многом определяет «расклад сил» в регионе, и еще один «звоночек» на Запад – будущее планеты во многом определяют здесь. Растущую силу и авторитет Поднебесной Минск рассмотрел несколько десятилетий назад. За это время мы пришли к партнерству, которое в Пекине называют «всепогодным». И это огромное окно возможностей, которое дня нас широко открыто в этой части планеты.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Движемся туда, где открыты нам двери. Где перед нами захлопнули дверь – часто с Путиным это обсуждаем – ну чего в эту дверь ломиться? Они к нам придут. Они тихонько из-под плинтуса вылезают, заходят, торгуют и прочее. Европа уже предъявляет претензии Америке, что, подталкивая их, американцы очень хорошо торгуют с россиянами и так далее. Мы делаем правильно. Но и они поняли, что сделали неправильно. Вы что, обезумели вообще? Передайте своему Президенту, что ничего лучшего для нас, для России, для Китая они не сделали, объединив нас воедино. Против этого фронта они не выстоят».

Еще один сигнал на Запад – и для Запада этот «звоночек» весьма и весьма тревожный – визит китайского лидера на неделе в Москву. За передвижениями и заявлениями Си Цзиньпина пристально наблюдали в Вашингтоне. Еще бы! Здесь даже попытались перед поездкой дозвониться в Пекин, но на другом конце провода лишь короткие гудки. Ну что ж, похоже, альянс Москвы и Пекина – давний кошмар Соединенных Штатов – становится реальностью. Но где в этой реальности место и роль Минска, в котором и Россия и Китай видят надежного и стратегического партнера? Наш российский собкор Светлана Карульская о контурах новой карты мира.

Три дня подряд в начале недели у Си Цзиньпина звонил телефон. С ним хотел говорить…Вашингтон. Зная, что лидер Китая летел в Россию, а в самолетах принято переводить все средства связи в авиарежим, все равно набирали и набирали. Такая привычка Белого дома в последнее время – требовать от всех надавить на Путина. Но гегемону пришлось слушать гудки в трубке, а в Москве в это время звучал гимн Поднебесной. Свой первый визит именно в Россию, после переизбрания на пост главы Китая, Си Цзиньпин объяснил исторической логикой. У Пекина и Москвы сейчас пик развития отношений, в их поле зрения общие партнеры и примерно одни и те же противники, и главное – Китай поддерживает стремление в построении нового многополярного, читай – постамериканского мира. 

Си Цзиньпин, председатель Китайской Народной Республики: «В деле развития китайско-российского международного стратегического взаимодействия мы должны, с одной стороны, добиться целей обеспечения справедливости и равенства в мире, а с другой – добиться дальнейшего развития и процветания в наших странах».

Заявленная по результатам переговоров лидерами России и Китая программа сотрудничества обширнейшая. Официально, ответственно и сдержанно. Как принято в Поднебесной. Поэтому многие вглядывались в междустрочье. Беспрецедентная протяженность визита, обращение двух лидеров «дорогой друг», слова Си Цзиньпина о том, что китайско-российские связи вышли за рамки двусторонних отношений и имеют жизненно важное значение для современного миропорядка и судьбы человечества. Вот это, говорят, эксперты, по китайским меркам – сильно. Ведь они чрезвычайно щепетильны с формулировками. А эта – максимально возможное для Си приближение к обозначению отношений союзного типа. Вообще Китай ничего не делает случайно. Все их ответы – это как раз холодное блюдо. Альянс с Путиным, продуктивные переговоры с Лукашенко, примирение Саудовской Аравии и Ирана. Кто там забыл, когда Пелосси летала на Тайвань? Пекин, не бряцая оружием, заметно переигрывает США на мирном дипломатическом поле. 

Сюэ Фуци, профессор Китайской академии общественных наук: «Китай и Россия выступали и выступают за многополярный мир за демократизацию международного экономического, политического порядка. Я полагаю, что такую позицию разделяют многие страны мира. То, что, недавно в Пекине прошла официальная встреча между представителями Ирана и Саудовской Аравии, в результате чего стороны договорились о нормализации отношений при посредничестве Китая. Вот вам пример того, какую роль играет в международных или региональных делах. Китай играет роль миротворца, мы способствуем мирному процессу».

Мир с учетом интересов всех акторов: то, на чем настаивают многие страны, в том числе и Беларусь. Сейчас, похоже, и Пекин окончательно определился, что будет на той стороне баррикад, где находится Россия и ее союзники. Поэтому там отказались от разговора с Зеленским, на который толкал Белый дом, и четко прописали, каким видят механизм урегулирования украинского кризиса. Главное – прекращение огня и снятие односторонних санкций. В США план Китая назвали коварством. Но фронт сопротивления однополярному диктату уже, кажется, бесповоротно открыт. 

Николай Стариков, политолог: «И Россия, и Беларусь долгое время пытались дружить с Западом, выстраивать и экономические, и политические, культурные связи. Но как только Запад отказал нам в собственной суверенности, в решении самим, что хорошо, что плохо, куда идти, а где нам не показываться – Запад разорвал все эти связи… Они понимают свою гегемонию как доминирование в экономике, в смысловом контексте, но еще и в деле войны и мира. С точки зрения Вашингтона, только Вашингтон будет решать, где будет военный конфликт, где будет мир, где будет хаос, где будут попытки переворота. Как в 2020 году в Беларуси. Ведь это Запад дает оценки – в Беларуси в кавычках – это мирные демонстранты, а если что-то подобное в США, то это маргиналы, вышедшие на улицу, поэтому, когда Китай делает заявку стать вровень или даже опередить США, в том числе и в вопросах международной политики, сразу получают отрицательную реакцию: нам не нужен мир, нам не нужны мирные предложения, если они высказаны Китаем. Точка».

О том, что этот политический синтаксис никуда не годится, долгое время говорит и Беларусь. Однополярный мир рухнет – цитата Александра Лукашенко. Плотность и география его визитов – это как раз те самые границы новой карты, где Америка уже не гегемон и не «номер один». Иран, Арабские Эмираты, Россия, Китай и даже Зимбабве – Минск активно встраивается и сам становится новой опорой.  

Карине Геворгян, политолог: «Я лично признательна Александру Лукашенко, потому что, с моей точки зрения, он предвидел те процессы трансформации, которые ожидают мир и в которые мир вступил после 21 года, с моей точки зрения. Я считаю, что его роль в этом совершенно невозможно переоценить. И то, что он делает сейчас своими мирными усилиями, понимая направление этой трансформации, но делая это не революционным, а максимально продуманным путем, вызывает у меня искреннее восхищение, скажу честно. Я редко так как политолог хвалю политиков, моя задача их критиковать больше».

Но критиков у Лукашенко и так достаточно. Хотя он редко ошибается. Вспомните, как ехидно посмеивался Запад и наши беглые, когда Президент Беларуси отправился в Зимбабве. Нарративы были, как из сказки про Айболита, типа : «Не ходите дети…» А вот на этой неделе уже Москва проводит крупнейший форум «Россия – Африка». Новый формирующийся миропорядок хотят разделить и с этими странами тоже. Предлагая не призрачные демократические свободы, а, как и делает Беларусь, развивая конкретные проекты для роста общего благосостояния. 

Петр Толстой, заместитель председателя Государственной думы России: «Африка – это один из таких полюсов нового мира, который мы строим, собираемся построить. А что касается того, над чем Запад смеялся, знаете, хорошо смеется тот, кто смеется последним. Россия будет и дальше развивать сотрудничество не только с Африкой, и с Южной Америкой, и с Юго-Восточной Азией. Мы будем стараться сделать так, чтобы наши интересы, интересы нашей большой русской цивилизации были понятны и были учтены всеми партнерами во всем мире».

Транзитные коридоры, совместные разработки ресурсов, программы образования, уход от доллара: реальный коллективный Восток, это стало еще более понятно после визита Си Цзиньпина в Москву, продолжит формироваться. Без политических претензий друг к другу, но с интересом к развитию и взаимопомощи. 

Алексей Дзермант, политолог: «И Беларусь тут тоже не случайное место занимает. Все-таки да, это крайний Запад этого евразийского пространства, но, тем не менее, у нас есть технологии, компетенции и все-таки выгодное размещение логистическое».

А ведь разрушение логистики – именно тот зажим, которым Запад стремится удушить нас в тисках: перекрывая торговые пути. Это их стратегия. Чем хуже, тем лучше. Не срабатывают уже ни шантаж, ни угрозы, ни даже капризы Зеленского.  

Леонид Калашников, председатель комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной думы России: «Для Киева это значит, что как они с коллективным Западом ни пытались изолировать Россию – это просто символ, сам визит того, что это не удалось. Всяческие разговоры, попытки Байдена надавить даже не столько на Китай, сколько на такой массовый юг, мы видим, что с этим визитом, что эти попытки уже по формальным признакам не удались».

Безусловно, Вашингтон будет продолжать эскалацию. Байден в понедельник подписал указ о рассекречивании имеющейся информации о происхождении вируса. Нет сомнений, что там фигурирует Уханьская лаборатория и мир ждет глобальная информационная кампания по дискредитации Китая. Британия во время переговоров в Москве пообещала Украине снаряды с обедненным ураном. 

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Западные представители заявляют, что "ничего страшного", "ничто не запрещено из разряда боеприпасов с обедненным ураном", "мы не нарушаем никаких конвенций". Но все же помнят, к каким результатам применение боеприпасов с обедненным ураном привело в Югославии, Ираке. Десятки тысяч мирных граждан, да и, собственно, военнослужащих НАТО, применявших эти боеприпасы с обедненным ураном, пострадали. Был резкий всплеск онкологических, да и других опасных заболеваний. На десятилетия была заражена почва».

Ставки повышаются. Путин по итогам встречи с лидером Китая заявил, что Россия будет вынуждена на перспективные поставки опасных снарядов реагировать. Как? На днях ответил в том числе и Александр Лукашенко. Дразнить противника, уже сочетающего в себе мощь России и Китая, равносильно тыканью палкой в глаз уже не только медведю, но и дракону.  

Стадия принятия факта, что препятствием для многих стран был и остается глобальный Вашингтон, похоже, окончательно пройдена. И чем более жесткими будут действия США, тем больше Беларусь, Россия, Китай, Иран и другие страны будут сближаться. А это, как говорят сами американцы, уже «армия библейского масштаба». Происходит, кажется, невероятное: Восток закатывает Запад. Время, когда для кого-то не было ничего важнее телефонного разговора с Белым домом, уходит безвозвратно. В начале – собственные интересы. А потом, возможно, ответы на звонки, которые, безусловно, очень важны для нас.

Фото: ТАСС

Подписывайтесь на нас в Telegram