В режиме беспрецедентных санкций банковская система проработала фактически год, но выдержала агрессивное давление. Об этом заявил Александр Лукашенко, принимая с докладом председателя правления Нацбанка.
Помимо Павла Каллаура, к беседе присоединились первый вице-премьер Николай Снопков, замглавы Администрации Президента Максим Ермолович и помощник Главы государства по вопросам финансово-кредитной системы Валерий Бельский. Как банкиры справились с вызовами, но что еще важнее, использовали ли открывшиеся возможности на внешних рынках? Александр Лукашенко адресовал четкие вопросы регулятору.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: «Меры по обеспечению расчетов субъектов хозяйствования по внешнеторговым операциям, поскольку ситуация в этом плане усложнилась. Тут не от нас зависит, больше зависит от наших партнеров, иностранных банков. Но, тем не менее, вроде справляемся, но есть отдельные моменты. Я это чувствую, бывая на конкретных предприятиях, когда они просят о помощи. Поэтому хотелось бы услышать и ответы на эти вопросы – как мы здесь справляемся. По экспортно-импортным операциям. Понятно, 75% и выше у нас в мире расчетов осуществляется с использованием долларов и евро, токсичных для нас валют. Реальный сектор экономики. Ну, вообще извечная проблема: Нацбанк пытается проводить более жесткую политику. Правительство, субъекты хозяйствования и т.д. просят, чтобы она была помягче. Вопрос доступности кредитов. Центральный вопрос, который мы должны обсудить. Это касается поддержки реального сектора экономики».
Перед регулятором стояла задача не только обеспечить финансовую стабильность на рынках, но и помочь предприятиям привыкнуть к новым условиям работы и перестроиться. Это удалось. Но глава Нацбанка уверен, что адаптация банковской сферы и успешная мобилизация сектора – все же заслуга общая.
Павел Каллаур, председатель правления Нацбанка Беларуси: «Когда была ситуация крайне сложная (мы скрывать не будем, Валерий Иванович был участником всех этих встреч), мы буквально один раз в неделю обсуждали, какая ситуация, определялись, что может и что должна делать банковская система. И таким образом с той непростой ситуацией справились. Я считаю, что очень достойно.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: «Справились благодаря профессионализму банковских работников. Но вы не забудьте сказать, что нам объективно помогло справиться. Не все же вы такие великие оказались. Наверное, в мире происходило не только негативное. А какой-то негатив, по-моему, помог нам справиться».
Павел Каллаур, председатель правления Нацбанка Беларуси: «Никто в отдельности результатов не достигает. Результаты достигаются в экономике, когда есть общая целенаправленная, хорошо скоординированная работа правительства, Национального банка, банковской системы, всех других институтов».
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: «Павел Владимирович, я тут намекал больше на внешние факторы».
Павел Каллаур, председатель правления Нацбанка Беларуси: «В части внешних факторов, безусловно, для нас произошли процессы перераспределения торговых потоков».
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: «Я это и имел в виду».
В сфере наших интересов – интеграционные проекты с Россией и сотрудничество с азиатскими банками и компаниями. Повестку мирового развития задает Азия, напомнил Президент. Поэтому это направление нужно не только держать в фокусе, но и активно там работать. На рост расчетов в юанях в том числе ориентируются банкиры в вопросе структуры золотого запаса, отметил Павел Каллаур.
Павел Каллаур, председатель правления Нацбанка Беларуси: «Примерно ЗВР у нас колеблются в пределах $7,5 млрд. Мы погасили внешний долг, как и планировали, за счет ЗВР – $900 млн. И ожидаем до конца года, что ЗВР, как и запланировано, ниже $7 млрд не будут. Понятно, что меняется структура ЗВР в зависимости от того, в какой валюте обеспечиваются внешнеторговые платежи. Мы наблюдаем сокращение доли платежей в евро и нарастание доли платежей непосредственно в российском рубле и юанях».
Кстати, подключение к китайскому аналогу SWIFT Нацбанк считает делом среднесрочной перспективы. Острой необходимости нет. С Китаем работают через корреспондентские счета банков друг друга.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram