Кто-то расходует, а кто-то за это платит. Несколько месяцев специалисты Комитета госконтроля пристально следили за работой коммунальщиков по всей стране и сегодня собрались на коллегию, чтобы обсудить, кто виноват и что делать с отраслью. Выяснилось, деньги порой не просто вылетают в трубу, но и прячутся в коррупционных схемах, а оплачивают махинации потребители. Словом, искали резервы, а наткнулись на правонарушения.
Эта котельная согревает семь домов, школу, детский сад, сельсовет и дом культуры. Для деревни, что расположена в Верхнедвинском районе, нет ничего необычного. Но оказалось, что она рекордсмен. Недостача дров составляет почти 2000 кубов, в рублях – больше 30 тысяч.
Павел Кузин, мастер участка котельной и тепловых сетей: «Как снежный ком это всё наворачивалось».
Мастер признаёт, что проблема копилась годами. Зимой на старых котлах сжигали горы дров, при этом почти треть тепла улетучивалась. На бумаге цифры скромнее – теряем каких-то 10%. А значит, и следов перерасхода топлива будто нет. Дрова на бумаге стали возить туда-сюда. В махинации задействовали почти два десятка котельных одного района.
Анатолий Звонцов, начальник отдела Комитета госконтроля Витебской области: «На бумаге всё было хорошо, всё было в пределах нормативов. По факту выяснилось, что всё очень плохо. Количество недостающих дров 6900 кубов, что составляет примерно 171 тысячу белорусских рублей».
Потери тепла, перерасход топлива, нерациональная работа котлов – мощное оборудование вместо десяти домов отапливает три. Фиктивные накладные… Бумага стерпит всё, контролёры не стали. Теперь у Верхнедвинского ЖКХ появился новый директор.
Олег Урбан, и. о. директора Верхнедвинского ЖКХ: «Скорей всего, показатели организации, что вложились в норматив тепловых потерь (11,5 %). Только ради этого, я понимаю, всё и делалось».
За эту фикцию уже заплатили… жители района. Несколько месяцев контролёры проверяли коммунальщиков по всей стране. И выяснили: за любой просчёт (невольный или намеренный) в системе ЖКХ платит… потребитель. Такой графы нет в «жировке». Читайте между строк.
Что самое дорогое? Тепло. В холодный сезон плата за него составляет треть от всех расходов. Но возмещение населением составляет лишь 18%. Нестыковка и навела контролёров на мысль, что искать нужно в этом направлении. Оказалось, что под тарифы для населения можно замаскировать что угодно. Как заброшенные здания могут повлиять на стоимость тепла? Но в собственности организаций ЖКХ полно ненужных помещений – их называют непрофильными активами. Вот пример Борисова. На балансе коммунальщиков стоит почти три десятка зданий, доставшихся в наследство от военных. Их невозможно использовать, но дорого снести.
ЖКХ в Лунинце передан завод, в Барановичах – столовая, в Петрикове – столярный цех, в Рогачёве – трансформаторные подстанции. Местные власти делают это в обход закона – без всяких компенсаций. Кто в итоге платит? Верно, потребитель. С подобными историями предстоит разбираться уже прокуратуре.
Идём дальше. Старые сети дают новые нули. В трёх областях почти треть теплосетей эксплуатируют больше 25 лет. Потери воды в старых трубах составляют 18%. При этом ремонтируют или меняют в год по проценту. Такими темпами на обновление всех водных артерий нужно полвека.
Деньги порой вылетают и в трубы котельных. Неэффективных котельных по стране порядка трёх сотен. Но в местных бюджетах на модернизацию заложена лишь четверть необходимых сумм.
Одно дело, когда виной переплат становятся ржавые трубы, другое – когда жажда наживы. Контролёры уверяют, что случаи коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве – это, скорее, правило, а не исключение, ведь их выявляют по всей стране.
Юрий Мехедов, начальник управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Беларуси: «Например, одно из предприятий ЖКХ осуществляло закупку сырья для собственных нужд. Вместо того, чтобы осуществить закупку у государственного предприятия по нормальной цене, директор решает закупить сырьё у частной компании по цене, превышающей в два раза ту, что предлагала госкомпания. Экономика простая. Всё это ложится на затраты предприятия, автоматически переливается в стоимость оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Бремя ложится на население. Выгода ложится в карман директора, принявшего решения».
Контролёры не первый год отслеживают, насколько совпадают реальные затраты и тарифы, по которым их оплачивают. В прошлом году после проверки жилищно-коммунальное хозяйство «поджало» расходы на 16,5%. Министр не скрывает, что резервы есть.
Александр Терехов, министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси: «Мы выполнили поручение Главы государства по снижению затрат не ниже 250 миллионов рублей, фактическое снижение – 260 миллионов рублей. Работу только начали, но видим, что нужно продолжать».
Мотивации добавляет контроль Президента. Обращаясь к народу и парламенту, Александр Лукашенко дал поручение ещё раз проверить, не забыли ли коммунальщики об экономии. Что это даёт? Наверняка, многим хотелось бы почувствовать результат в прямом смысле на себе…
Да, речь не идёт об уменьшении сумм в «жировках» – на это не стоит рассчитывать. Задача в другом – не дать им расти. Конечно, ежегодное пятидолларовое повышение тарифов никто не отменяет, но тут уж, как говорится, могло быть куда больше. Ведь не секрет, что стопроцентная оплата жилищно-коммунальных услуг населением – одно из основных требований Международного валютного фонда. Самый прямой путь к кредитным деньгам – взвинтить тарифы. Но в Беларуси пошли в обход и решили искать резервы не в карманах людей, а в самой системе.
Другими словами, экономия в масштабах страны позволяет государству повышать долю оплаты услуг населением без вреда для семейного бюджета. Если в 2015 году белорусы спонсировали треть услуг, то после прошлогодней «встряски» системы Госконтролем – 60%. К декабрю должны выйти на 65%, а к концу следующего года – на все 100%. Правда, эти расчёты не работают для тепла – самого дорогого ресурса.
Владимир Кухарев, заместитель председателя Комитета госконтроля Беларуси: «По предварительным расчётам, если полностью будут реализованы все предложения, касающиеся снижения затрат, то в течение двух лет затраты снизятся на 220 миллионов рублей или себестоимость снизится на 7,5%».
Все наработки контролёров уже на столе у Президента, скоро поступят в правительство. И пусть эти решения не уберут из жировок нули, они позволят быть уверенными: платим за то, что потребляем сами, а не за то, что расходуют другие.
Подробности – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram