Как в Брюсселе и Москве восприняли тезисы Послания Александра Лукашенко белорусскому народу и парламенту?

Так уж сложилось, что мы оказались между двумя крупными геополитическими игроками – Россией и Евросоюзом, которые не всегда, мягко говоря, ладят. Нашу страну называют мостом между Западом и Востоком. Кстати, пару лет назад глава МИД одной из европейских стран назвал Беларусь идеальным архитектором этого моста. 

Так уж сложилось, что мы оказались между двумя крупными геополитическими игроками – Россией и Евросоюзом, которые не всегда, мягко говоря, ладят. Нашу страну называют мостом между Западом и Востоком. Кстати, пару лет назад глава МИД одной из европейских стран назвал Беларусь идеальным архитектором этого моста. Как восприняли тезисы Послания Александра Лукашенко белорусскому народу и парламенту в Брюсселе и Москве?  

Ту часть Послания Президента Беларуси, которая касается отношений с Европейским союзом, слушают особенно внимательно. Но в Послании-2019 европейскому вектору внешней политики Беларуси Александр Лукашенко уделил не очень много времени, и объяснение этому совершенно простое – улучшение политических отношений, диалог без ультиматумов и политика добрососедства. Официальный Минск давно определился с тем, как видит будущее с ЕС и продолжает следовать этим установкам. Если есть политическая воля наладить отношения, а время показывает, что она есть с обеих сторон, для начала необходимо отбросить взаимные упрёки и претензии.  

Мирослав Митрофанов, депутат Европейского парламента: «Сейчас мы находимся в том цикле, когда происходит сближение позиций. И это очень заметно по тем словам, которые используются, когда европейские политики говорят о Беларуси и её руководителе Александре Лукашенко. Язык ненависти отступает. На передний план выходит рациональное размышление о том, что можно сделать, чтобы убрать барьеры, которые препятствуют полноценным отношениям – от виз до экономического сотрудничества». 

Экономика – это выгоды, конечно, осознают белорусские соседи. Для небольших стран ЕС, таких, к примеру, как Латвия, которая формирует большую часть своей экономики в транзитно-логистической сфере, любые ограничения в сотрудничестве всегда прямо били по национальному бюджету.  

Кришьянис Кариньш, премьер-министр Латвии: «Каждая страна хочет иметь хорошие и продуктивные отношения со своим соседом. Беларусь – это ближайший сосед Латвии. У нас очень хорошие отношения в торговле, которые могут увеличиваться на взаимовыгодных условиях. И я вижу только путь вперёд». 

Имидж Беларуси как прогрессивной страны в IT-сфере, движение вверх в рейтинге Doing Business, создание лучших условий для прямых иностранных инвестиций, раскрытие транзитного потенциала – Президент Беларуси даёт чётко понять в Послании, что эти тренды будут закреплены в белорусской экономике.

Филипп Бруннер, руководитель компании «Штадлер Минск»: «Я в Беларуси живу уже примерно шесть лет. Чувствуется для нашего бизнеса, как ситуация меняется. Становится проще работать каждый год. Административные требования снижаются. Это не видно для швейцарца, который не работает в Беларуси, и им надо показать насколько это хорошее место. Это то, что я пытаюсь делать».

Серьёзная роль в улучшении отношений между Востоком и Западом принадлежит депутатам Европейского парламента. Богдан Здроевский уже несколько лет возглавляет комитет Европарламента по связям с Беларусью. Принцип его работыкакие бы ни возникали проблемы на пути, надо их решать, а не прятать голову в песок.

Богдан Здроевский, депутат Европейского парламента: «Каналы коммуникаций на сегодняшний день отстроены не только между Польшей и Беларусью, но и между Брюсселем и Беларусью. Они получили новый импульс и служат продолжению диалога на всех уровнях, и я считаю, что очень важно их сохранять для того, что бы те проблемы, которые могут возникать, оперативно решать».

Главная международная ценность, по убеждению белоруской дипломатии, – это мир. Беларусь по праву называют донором региональной безопасности не только из-за мирных процессов и переговоров, но и за предсказуемую внешнюю политику. Инициатива Президента Беларуси под условным названием «Хельсинки-2», которая направлена на перезагрузку существующих правил безопасности на европейском континенте, встречает одобрение в Европе. Брюссель заинтересован в стабильности, поэтому и риски для самой Беларуси, например, в отношениях со своим ближайшим союзником вызывают у европейцев определённые опасения.

Йоханнес Ханн, комиссар Европейской комиссии по расширению и политике добрососедства«Беларусь является одним из примеров того, что мы находимся на пути сближения, и кое-кто может быть обеспокоен тем, что мы переходим на следующий уровень переговоров, готовясь подписать соглашение и приоритетах партнёрства с Беларусью. Это делается и для того, чтобы Беларуси была предоставлена возможность занять более нейтральную позицию, быть менее зависимой. У Беларуси есть законный интерес позиционировать себя как независимое государство. И они имеют право преследовать такие цели, а мы должны иметь правильный подход, чтобы позволить это сделать. Конечно, мы с нетерпением ожидаем более интенсивной работы в этом направлении».

Одним из главных политических результатов белорусской дипломатии последних лет наблюдатели, в том числе и в Брюсселе, называют преломление риторики многих политиков об обязательном выборе Беларуси между Востоком и Западом. Понимание того, что страна, которая находится на стратегическом перекрёстке, обязана проводить политику многовекторности, позволяет находить компромиссы и двигаться вперёд. В Минске точно знают, чего хотят, и очень надеются, что это знают в Брюсселе и Москве.


В Москве теперь каждое выступление Александра Лукашенко оценивают в свете дискуссии о будущем Союзного государства, которая разгорелась между Беларусью и Россией с конца прошлого года. Тогда Минск сделал ряд критических замечаний в адрес существующего процесса двустороннего сотрудничества. Главная претензия – это цены на энергоносители и сохранение внутренних барьеров для продвижения товаров. Наши визави объяснили это недостаточным уровнем интеграции, потребовали реформ. Несмотря на то, что в наших широтах само слово «реформа» уже вызывает тревогу, обе стороны занялись ревизией Союзного договора. Теперь к заявлениям из Минска, а Послание Президента – документ программный, прислушиваются особенно внимательно. Отказываться от интеграции не готовы ни власти, ни бизнес, ни простые граждане. 

По привычке, опираясь на практику подобных выступлений Владимира Путина, некоторые эксперты взялись считать, сколько раз в Послании Александр Лукашенко произнёс слово «Россия» и его производные. Не дошли до десятка и стали делать прогнозы, что в двусторонних отношениях всё «очень плохо». Хотя те, кто занимаются интеграцией давно и серьёзно, больше обращают внимание на содержание, а не форму. И здесь они слышали слова «стратегические союзники», «неизменный курс на создание Союзного государства», «проблемы обсуждаются с президентом России». Вывод: между странами идёт нормальный рабочий процесс.

Сергей Рекеда, генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.Ю. Ломоносова: «Акцент на Россию и не предполагался, и не должен был быть, потому что это обращение к белорусскому народу, а не к российскому. По вопросам белорусско-российских отношений Александр Лукашенко высказывался довольно объёмно во время «Большого разговора» и во время встречи с российскими экспертами в декабре. Дефицита внимания к России я не заметил. Были затронуты вопросы международных отношений, евразийской интеграции, и там были даны свои оценки».

Не всем по душе в России, когда Александр Лукашенко, как и в нынешнем Послании, публично говорит о бесполезности интеграции ради интеграции, о недопустимости между ближайшими союзниками торговых войн и односторонних санкций, когда публично срывает с Беларуси ярлык нахлебника и говорит о том, что все кредиты мы возвращаем, когда рассказывает о национальном достоянии – предприятиях БелАЗ, МАЗ, МТЗ, БМЗ, нефтеперерабатывающих заводах. Да, они работают и на Россию, а значит, как у классика, это кому-нибудь нужно.

Юрий Крупнов, политолог: «Лён, станкостроение, авиастроение – это отрасли, где мы должны выстаивать полноценные машиностроительные и аграрные предприятия. Полностью согласен, что Союзное государство – это не какая-то механика политического, административного характера: сегодня указ приняли, завтра объединились, послезавтра разъединились. Это база тесной промышленной кооперации». 

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета России: «Беларусь – это современное развитое государство с серьёзной промышленностью. Это наш партнёр на Западе.  Никто не размывает суверенитет Минска. Наши экономики интегрированы друг с другом и по нефтянке, и по другим вопросам. Мы извлекаем большие выгоды от двустороннего сотрудничества». 

Все в выгоде, когда плечом к плечу. Это показывает и история, и сегодняшняя практика. Славянский бульвар, Минская улица, сквер Московско-Минской дивизии – места в Москве, связанные с республикой. Наши дипломаты здесь вместе с россиянами, а вчера у соседей тоже был субботник. Убирали скверы, облагораживали клумбы, сажали деревья. С ветеранами шли к могилам тех, кто погиб, освобождая Беларусь. На венках цвета нашего национального флага: независимость далась Беларуси слишком дорогой ценой. 

Владимир Семашко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России: «Александр Лукашенко дал ответ многим  оппонентам на предмет, что такое Беларусь. Беларусь – состоявшееся независимое государство, успешное государство. Ни у кого не должно быть сомнений, что мы дорожим своей независимостью, своим суверенитетом».

Эксперты говорят, что наиболее острые углы Москва и Минск сгладят. Все признают, что изменилась и международная обстановка, и ситуация в экономике. Безусловно, мы сейчас наблюдаем поиск нового формата двусторонних отношений. Хотелось бы, чтобы истина была найдена всё-таки не в конфронтации, а в консолидации.

Подписывайтесь на нас в Telegram