Города задыхаются в жестоком смоге. Тающие ледники грозят водным кризисом всей Центральной Азии. Райские Мальдивы к концу столетия скроются под водой. Север Африки медленно, но уверенно поглощается безжалостной Сахарой. Аральское море почти погибло при жизни одного лишь поколения людей. В мире не так уж много глобальных тем, которые могут быть одинаково важны для всех. Проблемы климата – одна из таких.
В начале недели в Баку прошла 29-я Конференция ООН по климату. Собрались почти 80 глав государств и правительств, почти 50 тысяч гостей со всей планеты. Масштабное событие! С трибуны форума выступил и Александр Лукашенко. Несмотря на краткость, вышло емко, остро, по делу. Тезисы выступления – бронебойные. Зал притих и слушал очень внимательно. Наверное, не всем понравилось то, что сказал белорусский Президент, но из климатической песни слов не выкинешь. И от проблем голову в песок не спрячешь – запасной планеты у человечества нет. О мировой сплоченности перед лицом реальной экологической угрозы пока можно только мечтать. И нынешний саммит этот неприятный факт, увы, подтвердил.
Запад, который когда-то инициировал благое дело во спасение цивилизации, год от года теряет к нему интерес. Многие лидеры стран «золотого миллиарда» просто не приехали, отдав предпочтение своей внутриполитической текучке. Вышло как-то даже демонстративно.
С момента подписания Парижского соглашения в 2015 году климат на планете потеплел, а отношение лидеров «свободного мира» к проблеме наоборот – поостыло. Оба процесса для планеты одинаково опасны.
В Берлине есть необычная уличная скульптура. Называется она «Политики обсуждают глобальное потепление». Карикатура вроде, а не до смеха. Воплощенный пессимизм. Но А. Лукашенко имеет право на резкий тон не только из-за безответственной позиции западного мира. Пока там взрывают «Северные потоки» и устраивают экологическую катастрофу прямо в своем доме, Беларусь выполняет и перевыполняет свои обязательства по Парижскому соглашению.
И в каких условиях! В 2021 году, когда Запад пошел на нас с экономической войной и стал душить санкциями, мы еще больше снизили углеродные выбросы в атмосферу при росте экономики.
При подписании Парижского соглашения, Беларусь обязалась снизить выбросы в сравнении с базовым 1990 годом на 28%. В реальности мы шагнули куда дальше. Как удалось? Энергоэффективные технологии, экономия топлива, возобновляемые источники энергии, атомная энергетика, научное сопровождение. Массово высаживаем леса, сохраняем болота – легкие Европы. И делаем все за собственный счет, нам никто не помогает.
Большинство стран мира – заложники ситуации. На глобальное потепление влияют мало, но проблемы расхлебывают наравне со всеми. Надо действовать. Но желание есть не у всех. И нужны средства. Но те, кто и обязан, и способен финансировать экологически полезные проекты – кошелек держат закрытым. Вот на войны – сколько угодно. Максимум смыслов и здравых предложений в одном коротком, но резком выступлении. Это саммит встряхнуло.
Почему климат уже не тот?
Больше 200 погибших в результате тайфуна «Яги», что прокатился по юго-восточной Азии. Еще две сотни жизней унесла с собой «Хелена» в Соединенных Штатах. И в испанской Валенсии тоже больше двухсот человек (что за зловещее совпадение!) словно водой смыла бурлящая река. Это события трех последних месяцев. Локальных бед погода натворила еще больше. Ученые не сомневаются: причины бушующих стихий в перегреве планеты.
Все, для кого изменение климата – не предмет дискуссий, а суровая реальность, приехали на глобальную конференцию просить о помощи. Но так уж вышло, что просить особо некого.
Общие угрозы объединяют?
Только самый внимательный зритель заметит отсутствие на общем фотографировании польского президента, да и вряд ли кто-то из лидеров, взглянув на фото, скажет: как жаль, что с нами не было Дуды! Куда заметнее отсутствие на саммите в Баку лидеров самых богатых стран – тех, кто мог бы помочь Непалу или Гамбии.
Принято считать: ничто так не объединяет, как общие угрозы. И если на кону само существование планеты, значит, о взаимных упреках можно забыть? Так было бы в идеальном мире. Хотя будь он таковым, вряд ли человек смог бы угрожать природе. На практике же все иначе. Политики собираются – пусть не все, обсуждают – не все и не со всеми. А что дальше?
На отсутствие западных лидеров всеобщее внимание не постесняется обратить Александр Лукашенко.
Для кого проблемы климата – не проблемы?
Париж рассорился с Баку после войны в Карабахе, канцлеру Германии вообще не до климата, когда на его глазах рушится правящая коалиция, Штаты, похоже, не определились, кого из двух президентов на саммит посылать, а король Карл III приходит в себя после сложной болезни. Ну а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен готовится ко второму сроку. Вот и получается: у всех есть дела поважнее, чем спасение стран – менее значимых, чем их собственные.
А платить неприехавшие обязаны. Причем эти обязательства на себя они возложили сами – тем самым Парижским соглашением. Сто миллиардов долларов ежегодно. Правда, еще ни разу столько не набегало. За сроком давности этот пункт соглашения вот-вот перестанет действовать, а значит, нужны новые договоренности?
Для сравнения – один выстрел из американской системы залпового огня HIMARS обходится почти в миллион долларов, стоимость американской же ракеты Tomahawk доходит до четырех. В принципе при желании на охлаждение планеты можно накопить. Но мешают войны.
О двойных стандартах
На прошлогоднем дубайском саммите стороны договорились о постепенном отказе от ископаемого топлива. Революция! Но за год ей так и не удалось свершиться. Продажа газа и нефти не то, что не уменьшилась – продолжает расти. Да и как понять тот же Евросоюз, если он сначала просит Азербайджан помочь с поставками газа, а потом упрекает в разработке новых месторождений нефти.
Беларусь свои зеленые обязательства выполняет. Да и как иначе, ведь этими легкими дышит вся Европа! На каждого белоруса приходится гектар леса. И пусть его косит ураганами (вот вам и последствия глобального потепления), высаживают новый. А еще в стране почти семь тысяч болот, а это и торф, и плодородие земель. Перечислять можно долго.
«Очередная говорильня»
Беларусь – часть всемирной экосистемы. И в ее в счастливое будущее никак не вписывается ни польский забор в Беловежской пуще, ни облеты самолетами недружественных стран. Так, может, да ну ее – эту конференцию – в болото?
Если за чем и стоит ездить на подобные саммиты, так это за общением – формальным и по большей части нет.
Повестка А. Лукашенко в Баку
В официальной повестке Президента – переговоры с коллегами из Азербайджана, Сербии, Зимбабве. В неофициальной – еще с десяток дружеских встреч.
Так что, да, планета греется, ледники тают. Но давайте откровенно: когда под воду уйдут Мальдивы, где-нибудь в центре Европы, пожалуй, если и расстроятся… то разве что из-за того, что не смогут поехать в очередной райский отпуск.
Фото: архив БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram