Лукашенко на саммите ЕАЭС: к 2025 году мы планируем получить экономический союз с едиными рынками товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов

Лукашенко на саммите ЕАЭС: к 2025 году мы планируем получить экономический союз с едиными рынками товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов

Из пандемии нельзя выплыть в одиночку, да еще отправляя других ко дну. Только вместе! Но получается не у всех. COVID-19 стал тестом на прочность для стран, союзов и альянсов. Европу штормят не только антиковидные протесты, но и внутренние противоречия: то деньги не могут поделить, то вакцины. Ну а как на счет взаимности с НАШИМИ партнерами? Возвращаемся к главной теме недели – саммиты СНГ и ЕАЭС. 


Вообще, большой союз как большая семья. Здесь у каждого свои интересы, порой свои особые отношения между отдельными членами, но главное – цель и ценности должны быть общими. Иначе это уже не семья.

Впрочем, цельность и взаимопонимание – не просто данность. Отношения нуждаются в поддержании – и это тоже искусство.

Уметь порой даже вопреки увидеть и сосредоточиться на том, что объединяет. Сегодня умение действовать сообща обретает особое значение.

Еще в сентябре участники Евразийского экономического блока имели возможность переговорить лично на саммитах в Душанбе, но за прошедший месяц эпидемиологическая обстановка в мире резко, хоть и прогнозируемо ухудшилась.

Пандемия вместе с социальными выстроила экономические барьеры: обрушила мировую торговлю, экономики стран просели и, по оценкам экспертов, далеко не все государства в ближайшие годы вернутся к своему допандемийному уровню, не говоря уже о росте.

Но вместе преодолевать проблемы проще. Для примера: ВВП Еврозоны после кризисного 2020-го вырос почти на 4,5%. Для сравнения: ВВП ЕАЭС в тех же условиях уже прибавил 900 миллиардов долларов – те же 4,5%. Впрочем, давайте честно: условия для Евразийского союза стараниями, в том числе, Евросоюза были сложнее.

С другой стороны, своей политикой ЕС только подстёгивает интеграцию в ЕАЭС.

Александр Лукашенко
Президент Беларуси
Дальнейшее развитие ЕАЭС мы связываем с полной и своевременной реализацией Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Важно уже сейчас сконцентрироваться на выполнении мер, предусмотренных данным документом. Только в этом случае к 1 января 2025 года мы получим полноформатный экономический союз с едиными рынками товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов.

Президент Беларуси обозначил общие на этот период приоритеты: полный переход в цифру, чтобы бизнес не терял времени на документах, единая система таможенного транзита, развитие АПК без односторонних запретов, промышленная кооперация, чтобы максимально исключить импорт, новые механизмы для финансирования (это о работе Евразийского банка развития) и последнее, но не по значимости, – расчет в национальных валютах.

А теперь представьте, когда все это в полной мере заработает (а 2025 год с каждым днем ближе), повлиять на экономику и уровень жизни людей внутри альянса не смогут никакие внешние санкции. Вот вам и главная ценность.

Владимир Путин, президент России: «Торговля – товарооборот увеличится на треть, а объем с третьими странами – на четверть. Этого удалось добиться несмотря на нелегитимные санкции. Не секрет, что они используются не только как инструмент недобросовестной конкуренции, но и как средство подрыва законных правительств. Внешние неблагоприятные условия должны стимулировать сотрудничество».

Садыр Жапаров, президент Кыргызстана: «Скорость глобальных процессов и динамика показывает, что мы столкнемся с новыми реалиями. Это – не классическое понимание, а новые отношения человека к среде и обществу».

Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана: «В этих условиях на первый план выходит продовольственная безопасность. Каждый 10-й житель планеты страдает от нехватки продовольствия. Мы чувствуем давление цен. В качестве ответа разработан проект общих принципов и подходов к обеспечению продовольственной безопасности».  

Никол Пашинян, премьер-министр Армении: «Формирование общих рынков газа и нефтепродуктов является не просто задачей, а необходимым условием для реализации потенциала экономической интеграции».

Без общих энергоресурсов объединение и правда забуксует. Так сложилось исторически, даже в основе европейской интеграции те же принципы – прародитель ЕС – Европейское объединение угля и стали.

Александр Лукашенко
Президент Беларуси
Один из ключевых документов встречи – решение о переходе ко второму этапу создания общих рынков нефти и нефтепродуктов. При этом, стремясь к созданию общего рынка энергоресурсов, необходимо учитывать интересы всех государств – членов нашего союза. Только таким образом мы сможем обеспечить его устойчивость и долговечность.

Через какой-то год ЕАЭС введет собственные правила для торговли энергоресурсами внутри объединения, никакие спотовые котировки, разница спроса и предложения не смогут повлиять на цену. Еще через год страны создадут общий рынок на бумаге, и только после всех согласований он заработает на деле.

Темирбек Асанбеков, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК: «Формирование рынка газа – новое окно возможностей, в том числе для того, чтобы максимально стабилизировать ситуацию с энергоносителями для стран ЕАЭС и обеспечить энергетическую безопасность каждой из стран. В настоящее время работа над проектом договора о газе продолжается, пока его содержание не определено окончательно».

Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Было доложено о двух принципиальных разногласиях, которые, к сожалению, пока на данном этапе существуют. Имеется в виду тарифообразование на транспортировку газа по территории стран ЕАЭС. Страны, которые не обладают этими ресурсами, заинтересованы в том, чтобы были равные тарифные условия при транспортировке газа. А не так, что для национальных субъектов одни условия, а для субъектов, которые находятся за территорией страны, обладающей этими ресурсами, – другие. Поэтому Александр Лукашенко предложил: надо этот застарелый вопрос обсудить в очном формате и определиться окончательно».

А ведь на следующий день лидеры встретились снова, но снова не лично. Впрочем, это уже совсем другая история.  

Содружество Независимых Государств – этот альянс 30 лет назад возник на обломках Советского Союза. Но раз лидеры по сей день встречаются за столом переговоров, значит, это и сейчас им необходимо.    

СНГ хоть и создавалась как платформа для экономической и торговой интеграции, но, откровенно, процесс слегка забуксовал. Все просто: у стран должен быть интерес, читай – выгода, и только на этом фундаменте можно выстраивать надёжные отношения.

Александр Лукашенко
Президент Беларуси
Надо понимать, что нигде ни на каких рынках нас никто не ждет. Рынки давно уже поделены. Поэтому дай бог удержать свои. И здесь нам надо искать свое счастье. В целях укрепления роли и веса Содружества считаю необходимым предпринять дальнейшие шаги по объединению усилий для совместной защиты интересов на мировом рынке.

И Беларусь готова делиться, в данном случае опытом, все же Союзное государство – самый успешный на постсоветском пространстве интеграционный проект. Свои лучшие наработки Минск предлагает открыто. И ведь эти люди хорошо знают: слово Александр Лукашенко держит.

Александр Лукашенко
Президент Беларуси
Я обращаю ваше внимание к той разноуровневой интеграции, которая складывается на постсоветском пространстве. Думаю, это было бы реальным вкладом в гармонизацию подобных процессов с соседними региональными объединениями в целях экономической консолидации Евразии и формирования большого евразийского партнерства.

Спойлер: в этом вопросе Президент стал не только первым, но единственным. С другой стороны, обсудить лидерам было что. Сейчас исполком СНГ работает над соглашением о свободной торговле услугами.

Барьеры при торговле товарами и для доступа к госзакупкам сократили до минимума. И это ценят даже партнеры с евроориентацией. Молдова сохраняет связь с Содружеством, при этом имеет режим свободной торговли с Европейским союзом. Там реагируют ревностно, а вот СНГ в свободных отношениях не видит ничего предосудительного.

Наталья Гаврилица, премьер-министр Молдовы: «СНГ для нас – важный форум, поскольку продвигает для молдавской стороны в первую очередь возможности для взаимовыгодного и эффективного торгово-экономического сотрудничества».

Молдавский премьер говорит о здоровом прагматизме. Поэтому с белорусским президентом они хорошо друг друга понимают.

По инициативе российского президента в СНГ работают над защитой избирательных прав граждан Содружества. Таджикистан, по понятным причинам, продвигает вопросы в сфере безопасности, солнечный Узбекистан призывает больше внимания уделять глобальному потеплению, Казахстан и Туркменистан едины в стремлении вместе противостоять пандемии и продвигать решения СНГ на других площадках, в том числе в ООН. Александр Лукашенко на правах председателя все эти предложения поручил проработать.

Александр Лукашенко
Президент Беларуси
Чтобы каждое предложение главы делегации получило практическое развитие. Например, глава Кыргызстана предложил организовать гуманитарную помощь Афганистану от имени СНГ – хорошее предложение. После завершения заседания прошу на местах организовать процедуру подписания принятых документов и поручить оперативно направить их в Исполком СНГ.

Следующий саммит СНГ откроет уже Казахстан, а значит, встреча лидеров через год пройдет если не онлайн, то в Нур-Султане.

Вообще, этот механизм перехода председательства крайне важен – смысл ведь не в том, чтобы принять официальные делегации, хоть встречи лицом к лицу, несомненно, более продуктивные. Но главное – каждая страна на себе испытывает, например, как непросто находить компромисс в снятии тех же экономических барьеров. Страны продвигают свою повестку, то, что им кажется, наиболее важным. И, конечно, получая поддержку от партнеров, это обязывает к разумной взаимности в будущем. Примерно так, как выстраивают отношения люди, делают это и страны. А саммиты дают возможность оценить прогресс, поставить новые цели или решить проблемы, из-за которых не удается достичь прежних.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Стельмах
География:
СНГ