Мы с тобой – одной крови: о тихом подвиге сотни тысяч белорусов, который спасает в три раза больше жизней. Репортаж ОНТ

В 2022 году в Беларуси провели 350 тысяч переливаний крови, а для Республиканского центра трансфузиологии прошлый год стал рекордным: плазмы крови здесь заготовили больше 100 тонн

Мы с тобой – одной крови: о тихом подвиге сотни тысяч белорусов, который спасает в три раза больше жизней. Репортаж ОНТ

Есть люди, которые охотно делятся своим здоровьем с другими – теми, для кого это порой вопрос жизни и смерти. И почти никогда те, кто отдает частичку себя, и те, кто с благодарностью ее принимает, не знают друг друга в лицо. 


Награда со спасительной капелькой жизни – знак особый. Чтобы стать героем, приставка «супер» вовсе необязательна. Оценить человеческую жизнь невозможно, а помощь в ее спасении – тем более. Донор – от слова «дарить», им может стать практически каждый. А дарят самое ценное. Но при этом громких слов не любят.

Евгений Черноус, почетный донор: «Мы – большая донорская семья, мы все осознаем, что вносим свой вклад в спасение чьих-то жизней, но я не хотел бы очень сильно выделять, потому что кровь все-таки является возобновляемым ресурсом. Врачи, которые на передовой, на первой линии борются за жизни наших пациентов, именно они являются теми самыми героями».

Благородную миссию в нашей стране поддерживают более сотни тысяч человек. Большая часть из них, как Дмитрий Черноус, почетные доноры. В это кресло садится уже 388-й раз. Преподаватель медвуза. О ценности каждой капли крови знает не понаслышке. Одна донация – три спасенных жизни. Безопасно как для донора, так и для реципиента. По этому показателю в мировом ТОПе Беларусь – на верхних строчках. Прежде чем попасть к реципиенту, кровь проходит многоуровневую проверку. И даже после этого еще полгода хранится на карантине. Риск заражения сводится практически к нулю.

Алла Новик, заведующая отделением заготовки крови, ее компонентов в стационарных условиях РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий: «Донор проходит глубокое обследование крови. Именно на входе, когда он только приходит и изъявляет желание быть донором. Гепатиты B/C, ВИЧ и сифилис. Т.е. здесь мы застрахованы практически на 100%».

В стенах этого здания с суровым названием несколько сотен детишек. Взрослые не по годам – они не знают, что такое детство. Атмосфера до мурашек. Их шанс на жизнь в руках не только медиков. Ежегодно здесь переливают 600 литров донорской крови.

Для Республиканского центра трансфузиологии прошлый год стал рекордным. Одной только плазмы заготовили больше 100 тонн, а ценных препаратов из нее произвели на 10 млн долларов. Мировая потребность в них растет. Уже со следующего года препаратов из крови в РНПЦ трансфузиологии будут выпускать в два раза больше. Планы не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

В какой момент, где и кому может понадобиться донорская кровь, предугадать невозможно. Бобруйск. Семья Новик. Сложно поверить – жизнь вот этого доброго и улыбчивого десятилетнего мальчишки несколько месяцев назад могла остановиться. Грипп, осложнение, кома – 18 дней между жизнью и смертью. Такты вместо маленького детского сердечка отбивали аппараты, легких практически не стало.  

Сейчас у Илюши два Дня рождения: когда появился на свет и когда вернулся с другого. За второе рождение сына родители благодарят судьбу, врачей, а главное – того неизвестного, кто подарил их ребенку частичку себя и возможность жить. Переливание крови – тот самый, единственный шанс на спасение.

Не без труда, но спасителя Илюши нам удалось найти. В самом центре столицы. Дмитрий – экономист по образованию, донор по призванию. За двадцать лет почти полтысячи донаций.

Дмитрий Дыдиков, почетный донор: «Кровь нужна, я работал в медучреждениях, я это знаю. У меня много родственников болели раком, поэтому это тоже было поводом. Такая традиция сложилась у меня, езжу постоянно».

Только за прошлый год в нашей стране провели 350 тысяч переливаний крови. Но те, кто делятся ей во имя жизни, своих спасенных не знают и не увидят никогда. Таков закон донорской этики. Исключения все же есть, как и везде. Мы предложили нашему герою воспользоваться уникальным шансом.

Едва знакомые, но уже родные, они сейчас одной крови. Донорство называют тихим подвигом, а те, кто его совершают, – герои, без преувеличения. И подобные истории стирают в этом всякие сомнения.

Подписывайтесь на нас в Telegram