22 марта 1943 года, то есть ровно 75 лет назад, была уничтожена Хатынь. Сегодня во всемирно известном мемориале состоялся митинг-реквием. Свои головы у памятника мученичеству и скорби склонили тысячи людей разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. Сотни мирных лампад зажжены в разных уголках «огненной деревни». Немало говорили и о том, что место «Хатыни» в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Калитка открыта. Гостеприимно, по-белорусски. У добрых людей тогда вообще двери не запирались на замок. Не ждали. Беда пришла. 75 лет назад нацисты поставили крест на судьбе Федорович Анны Сидоровны. 26 колоколов оплакивают мёртвых. Зовут живых.
На обелисках-дымоходах – Миранович, Йодко, Желобкович... С такой фамилией уже единственный свидетель трагедии. Сегодня Виктор Андреевич на малую родину не поехал. Тяжело. Своей болью больше не делится. Пять лет назад. Эксклюзивное интервью ОНТ.
Виктор Желобкович, свидетель Хатынской трагедии: «Я остался в Хатыни. Я не знаю ничего: ни своей веры, ни дня рождения, ни года. Ничего я не знаю. Всё это у меня придуманное. Я вижу сейчас эти обугленные трупы, стоит перед глазами труп матери».
Под телом мамы он, раненный в руку, пролежал до ухода врага. 22 марта 1943-го солнечный день обернулся ночью. Отряд карателей согнал в колхозный сарай 152 человека. Самому юному – Толику Яскевичу – было семь месяцев. В те огненные годы «поседела» от горя вся Беларусь.
Правда, которую невозможно скрыть, ведёт сюда людей. Сегодня тысячи благодарных потомков разных поколений склонили головы у «Непокорённого». Минута молчания у трёх берёз – о каждом третьем погибшем белорусе. К Вечному огню памяти – венок от нашего Президента.
Ветераны, политики, военные атташе... День скорби сегодня по всей Земле. 22 марта 1933-го недалеко от Мюнхена был открыт концлагерь «Дахау». Десять лет спустя расовая зачистка, начатая там, трансформировалась в массовый геноцид. У таких преступлений нет срока давности.
Всебелорусская молитва – в символическом храме под открытым небом. Одна для всех: христиан, иудеев, мусульман. Под хатынские набаты просили о мире в каждом доме. Вспоминали Украину. Не ждали. Беда пришла. Помнить – это нужно и мёртвым, и живым.
Подробнее – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram