Как проводят электрификацию в Беларуси? Репортаж ОНТ

Как проводят электрификацию в Беларуси? Репортаж ОНТ

Перезагрузка энергетики с запуском собственной АЭС запустила в самых разных сферах жизни очень показательные метаморфозы. Электричества используем больше. Это удобно, дешевле и экологично. Ну, а кроме привычных для всех электробусов, сегодня открываются огромные возможности для криптомайнинга. 

Потребление электроэнергии растет как реальным сектором экономики, так и населением. В 2021 году этот показатель увеличился на 2,3 млрд кВтч по сравнению с предыдущим годом: с 38 млрд кВтч до 40,3 млрд кВтч. Глобальная энергетика столкнулась с серьезными дисбалансами. Это заставило ведущие государства мира пересмотреть свою энергетическую политику, изменить приоритеты, в том числе в сторону развития атомной энергетики. Второй энергоблок Белорусской АЭС начнет работу примерно в конце февраля – начале марта текущего года, Беларусь ведет переговоры с Россией о строительстве второй АЭС.

Без газа и общего отопления. Четыре года назад Барановичи стали первым городом нашей страны, где возвели высотный электродом. И если поначалу к его функционалу относились настороженно, то теперь можно смело заявить: именное такое жилье нынче в тренде! В городе авиаторов уже пять электродомов. Самые новые – на улице Профессиональной. Многие семьи еще только обживаются, но уже убедились – у такого дома есть неоспоримые преимущества. 

Однако по-настоящему оценить начинку этого дома возможность у его жильцов появится с наступлением холодов. К примеру, каждая семья, не дожидаясь включения отопления, сможет отрегулировать температуру в своей квартире. А коммуналка в зимний период будет менее затратной, чем в других домах. Даже при строительстве таких электрохаусов сопутствующих неудобств на порядок меньше, ведь к ним требуется провести минимум коммуникаций. 

Дмитрий Тихно, генеральный директор Барановичского городского ЖКХ: «Не надо увеличивать мощность котельной, прокладывать тепловые трассы, потом выполнять благоустройство улиц. Подходит два кабеля, ставится подстанция трансформаторная, в каждой квартире свой котел электрический, свой бойлер».

И, как следствие, в обслуживании такой электродом также прост. А потому нет сомнений – в ближайшие годы по всей стране их количество вырастет в разы. К слову, в тех же Барановичах вскоре начнется строительство еще четырех электродомов, почти на 600 квартир. 

Виктор Рыжук, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту ЖЭУ №7 г. Барановичи: «Если человек хоть немножко разбирается в электричестве, то он сразу скажет: все сделано с умом. Просто, доступно, без всяких проблем. Люди, я пока не слышал, чтобы жаловались. Дома на гарантии, мы всего-то делаем плановые профилактические осмотры, пока проблем никаких не было, все в порядке».

Транспорт будущего, который уже занимает все более весомую нишу. За последние годы из уникальной новинки он превратились в привычную часть транспортной системы столицы. Эту тенденцию уже не остановить. В планах – через 10 лет полностью заменить в Минске дизельные автобусы на электрические. И очень вероятно, что из всех столиц стран СНГ именно белорусская будет первой, которая достигнет этой цели. Абсолютно все электробусы на минских улицах – отечественного производства. Первым ставку на такую технику сделал «Белкоммунмаш». 

Иван Ендовицкий, начальник управления внешнеэкономической деятельности холдинга «Белкоммунмаш»: «За последние два года города Беларуси закупили более 100 единиц новой техники: троллейбусы с автономным ходом, классические троллейбусы, электробусы. Ожидаем, что Минск начнет обновление трамвайного парка, но мы производим не только подвижной транспорт, но и зарядные станции, стимулом для открытия которых стал запуск БелАЭС».

Значительно больше на дорогах страны стало и электромобилей. Только за прошлый год их количество увеличилось вдвое и уже превысило 10 тысяч! Среди них и модели белорусской сборки. В этом году завод «БЕЛДЖИ» поставит на рынок более тысячи электрокаров. Не отстают от мировых трендов и на минском «Мотовелозаводе». В июне там представили новинку – электрический квадрицикл. В Сети его уже прозвали «Божья коровка». Пока этот образец единственный, но будущие покупатели выстраиваются в очередь и с нетерпением ждут, когда начнется серийное производство. 

Александр Трофимов, заместитель директора по производству и развитию Мотовелозавода: «Электроквадрицикл "Минск" – его основное отличие от электромобиля, это, конечно, масса и мощность двигателя. Такой транспорт не был представлен еще в республике, его и в России не производят, поэтому сейчас мы занимаемся его сертификацией. Этот электроквадрицикл мы разработали совместно с нашими китайскими партнерами, разработали и выбрали модель».

Стимулом для строительства электродомов и выпуска электромобилей во многом стал запуск Белорусской АЭС. Но если смотреть шире, это импульс для развития всей страны. Уход от углеводородной зависимости, перестройка экономики государства, создание энергоемких производств и новых рабочих мест. Только по оценкам министерства энергетики, экономический эффект от работы первого энергоблока БелАЭС уже около миллиарда белорусских рублей. 

Андрей Шершень, заместитель генерального директора производственного объединения «Белэнерго»: «Генерирующих мощностей с вводом АЭС стало больше, а потребляется и производится сегодня энергии столько, сколько нужно для нашего потребителя. Потребность в электроэнергии, конечно, растет. Не отстаем и мы с вами, бытовые потребители, если говорить об отоплении и горячем водоснабжении, в 2020 году 10 тысяч потребителей, в этом году уже 31 тысяча потребителей. Предусмотрен комплекс мер межотраслевой, по увеличению потребления энергии, им предусмотрено по сравнению с 21-м годом к 25-му рост порядка 2,3 миллиарда киловатт-часов потребления нашей всей белорусской энергосистемы».

К слову, электроэнергия у нас дешевле, чем у соседей. А это делает Беларусь привлекательной для развития майнинговых ферм! Говоря проще, для производства криптовалюты. Да, именно электроэнергия – это то, что прежде всего необходимо для создания виртуальных денег. В условиях мирового энергетического кризиса все больше государств ограничивают майнинг, мол, это слишком большая нагрузка на сети. 

Чжу Дунья, директор компании «Мета Майнинг Технология»: «Для большого количества криптовалюты нужна мощность майнинг-фермы, а она зависит от того, сколько можно получить мощность от электростанций, у Беларуси большой резерв мощности, поэтому есть возможность».

Конкретные договоренности в ближайшие время воплотят в жизнь. Сразу две майнинг-фермы китайская компания создаст в Кричеве. Биткоин сегодня стоит почти 60 тысяч белорусских рублей, и это весьма перспективная инвестиция. Еще пять лет назад зеленый свет криптовалюте у нас дал декрет Президента «О развитии цифровой экономики». Документ разрешил в стране все криптовалюты и операции с ними. Но майнинг по-крупному в Беларуси только начинается. Да и других вариантов, как грамотно использовать производимую электроэнергию, хватает. Сейчас мы фактически переживаем углубленную электрификацию всей страны, и это возможность для технологического прорыва. Если он случится, то нынешних мощностей будет даже не хватать. А потому велика вероятность, что со временем в Беларуси появится и вторая атомная электростанция. 

Подписывайтесь на нас в Telegram