Лукашенко провел расширенное совещание с руководством правительства: собственность, деньги и власть – три кита, это главное в любой стране

Лукашенко призывает чиновников бороться с формализмом и бюрократией, а не их плодить

Лукашенко провел расширенное совещание с руководством правительства: собственность, деньги и власть – три кита, это главное в любой стране

По формальному признаку! Президент сегодня раскритиковал правительство за недостаточную проработку важных экономических вопросов. На рассмотрение главы государства вынесли четыре проекта указов, и в таком виде до подписи дело не дошло ни по одному. А значит, предстоит более кропотливая и вдумчивая работа.  

Но есть ли на это время? Может ли государство позволить себе в условиях борьбы за выживание тратить время на обсуждение сырых тем? Вот в чем суть критики Президента. Александр Лукашенко призывает чиновников бороться с формализмом и бюрократией, а не их плодить. И уж тем более не просить бюджетного финансирования там, где без него можно обойтись. 

А есть и другие случаи, когда государство предоставило одному из крупных предприятий все условия для работы. А в ответ – самое настоящее вредительство и намеренные убытки от директора завода. Теперь он в следственном изоляторе. Расскажет Президент и об этом.

Беларусь увеличивает расходы на жизненно важные сферы социальная или оборона из таких, – но вливания в убыточные или недостаточно хорошо работающие предприятия должны быть оправданы. Сто раз отмерь, один – попроси из бюджета. Александру Лукашенко сегодня во многом не хватило аргументов, отсюда и повышенная эмоциональность разговора. 

Что ж, как говорится, их пример – другим наука. Так что делать с сельскохозяйственными предприятиями, которые тянут на дно? Должно ли государство на все сто спонсировать театры? И как МАЗ продает машины за воздух? 

Небо над Дворцом Независимости ясное впервые за долгое хмурое время. И кажется, ничто не предвещает. И пока правительство (а собрались сплошь топ-менеджеры) пьет свой утренний кофе, где-то в другом крыле, на другом этаже к совещанию готовится Александр Лукашенко. Он всегда приезжает заранее, дабы внимательно изучить документы. Но сегодня ему быстро все станет ясно. Так быстро, что совещание начнется даже раньше обычного. 

И вопросы, уж поверьте, у Президента есть. Первое предложение правительства – расширить функции центров по обслуживанию бюджетных организаций. Звучит модно, но суть стара как мир. Это своего рода бухгалтерии, которые с советских времен располагались в райисполкомах. На каждый сектор – культура, образование или спорт – своя. Со временем они пали жертвой… оптимизации.

Оптимизация по-белорусски – это когда из 15 тысяч работников сделали 13,5, пересадили их в другие кабинеты и назвали, конечно, по-новому. Так, может, это та же организация, только вид сбоку? С той лишь разницей, что если раньше она напрямую подчинялась исполкомам, то теперь с ними нужно заключить договор. Или не нужно, а можно? Вопрос формулировок, но дьявол-то как раз и кроется в мелочах.

То есть само по себе дело, конечно, нужное. Возможно, на это и был расчет, мол, точно подпишет. Но Александр Лукашенко всегда вникает в детали. Забыть об этом – ошибка номер один. 

В стране же вроде как борются с бюрократией и формализмом, но именно это Президент и увидит в подходе чиновников. Отсюда и негодование, которое чем дальше – тем только больше. Судите сами. Финансирование государственных театров – Александр Лукашенко был уверен, что вопрос решен! 

Важно понимать: как только Президент видит строки о деньгах из бюджета, тут же начинает читать между строк. Вся жизнь, может, и театр, но почему спонсировать его должны все?

Конечно, Александр Лукашенко отчасти иронизирует: вряд ли театр способен заработать миллион, но, с другой стороны, так он мотивирован зарабатывать. Художник должен быть голодным? В случае с театром вряд ли это значит сидеть на сухпайке, это творить не в стол, а на продажу. Искусство массовое – оно ведь не бесценно. И ладно бы просили денег на прима-балерину, было бы не так обидно, как на благоустройство территорий. 

Просить денег без четких обоснований – ошибка номер два. Но это отнюдь не значит, что государство не протянет руку помощи, тому, кто сам не держится на плаву. Такие, увы, есть в сельском хозяйстве. Страна наторговала продовольствием больше, чем на восемь миллиардов долларов, иметь убыточные хозяйства ей совсем не комильфо. Правительство уверено: спасение 127 утопающих – дело рук сильных промышленных предприятий. Но те надо простимулировать, чтобы убыточный колхоз не стал тяжкой обузой на шее. 

Саму идею присоединения слабого к сильному Александр Лукашенко не ставит под сомнение, его смущает другое. Ведь и сейчас можно обратиться к Президенту с предложением, как спасти то или иное хозяйство. А здесь в одном указе решили уравнять всех. 

Благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда. Президент против уравниловки еще и потому, что в общем рамочном указе размыта ответственность. А когда губернатор приходит с предложениями по конкретным предприятиям, он фактически подписывается под каждым бизнес-планом. И для этого не нужно составлять 127 бумаг. Областями, группами – как вариант. И если это вдруг покажется излишним бюрократизмом, то Александр Лукашенко объяснит, почему вопросы собственности в целом и приватизации в частности решаются так и не иначе.

Словом, если ваша политика расходится с государственной, к Президенту можно даже не идти. Думать иначе – ошибка номер три.

В оздоровлении (хорошо, если не реанимации) нуждается и МАЗ. И удивительное дело: завод вроде неплохо работает, машины отгружают, а в долгах как в шелках. Причем и он, и перед ним. 

Поставки за воздух что это? Просчеты в управлении? Отсюда и вопрос, так эффективен ли директор, который за три года нарастил долги? Можно парировать: дескать, один в поле не воин. Но Президент убежден: от руководителя зависит если не все, то многое. И вот пример, как всего один начальник может натворить таких дел, что и на уголовное хватит. 

Так что на ситуацию им всем придется взглянуть шире. Что же до МАЗа, то министр промышленности и профильный вице-премьер под личное поручительство просят реструктуризировать долги.

А вот это уже похоже на битву аргументов. Четвертая ошибка: доводить до крайности. Но сильная сторона: защита интересов 20 тысяч рабочих и личное поручительство. Пожалуй, промышленники единственные добились своего. 

Важно понимать, все предложения – проекты указов Президента. И он хочет понимать, под чем поставить или, в данном случае, скорее, не поставить свою подпись. И если взглянуть шире: сейчас во многом стоят вопросы, если хотите, жизни и смерти, и государство не может себе позволить принимать непродуманные решения, терять время на выяснения отношений или на хождения по кругу. Сейчас просто не до этого. Так, может, как раз такой подход все и предвещало? Может, не так уж это все неожиданно? И может, это гром отнюдь не среди ясного неба? Для руководителей всех уровней это точно повод задуматься. 

Фото: архив БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Беларусь