Многим, конечно, знакомо чувство: чем дальше уезжаешь от дома, тем сильнее тянет туда, где родился, вырос и, что называется, «пустил корни». И даже если эти самые корни кто-то, возможно, на эмоциях, возможно, по чьей-то глупой подсказке, попытался «разрубить».
Речь, конечно, не о тех, кто на фоне событий 2020-го орудовал наотмашь. Экстремистам и террористам обратного пути нет. А вот тех, кто просто свернул не туда и сейчас об этом искренне сожалеет, здесь, на родине, могут и должны услышать. На неделе эту тему, которая давно «витает в воздухе», обсуждали во Дворце Независимости. По итогам совещания, которое было посвящено общественно-политической обстановке в стране, Президент принял принципиальное решение: в стране создадут комиссию, которая рассмотрит прошения желающих вернуться в Беларусь.
Подход будет индивидуальным, но общее для всех условие – раскаяние.
Постов о возвращении домой в социальных сетях все больше. Дискуссий, почему эмиграция не так сладка, тоже. У людей недвижимость, родственники, друзья здесь. За границей часто дорого и нужно налаживать быт с нуля. Потому возвращение понять можно.
И дома к чаяниям соотечественников небезразличны. Оно и понятно: как без людей не может быть страны, так и человек не может без Родины. Впервые на высшем уровне фактически «Сардэчна запрашаем» прозвучало еще в православное Рождество.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Наконец-то многие-многие люди начали понимать, что они нигде не нужны, кроме своей земли. Даже и те, сбежавшие из Беларуси, сегодня тысячами обращаются к нам, чтобы их вернули обратно на родину. Мы никого не выгоняли из Беларуси. Это такая же их земля, как и наша. Настало время, когда мы должны сделать шаг навстречу этим людям, которые не то обезумев, не то на какое-то время потеряв ориентиры, ошиблись».
Дополнительные точки напряжения в Беларуси ни к чему. Не раз говорил Александр Лукашенко. Но почему не раньше? После 2020-го концентрировались на внутренней обстановке. 2021 год прошел под знаком народного единства. Будто заново усваивали элементарное – в нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. И это сохраняло мир на нашей земле. 2022-й стал Годом исторической памяти. Тогда мы вспоминали, на чем зиждутся ценности и традиции народа. И вот, похоже, созрели. Совещание у Президента – как ответ на запросы общества.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Каждый, кто встал на путь исправления и хочет загладить свою вину, должен иметь шанс на понимание и снисхождение. Это касается только тех, кто заслуживает этого прощения».
Олег Романов, председатель общественного объединения «Белая Русь»: «Инициатива Главы государства вполне своевременна. Во-первых, многие осознали, к чему могли привести те призывы, которые делали наши оппоненты, те призывы, которые делали и прямые враги белорусского государства. Не просто к расколу страны, не просто к переформатированию политической системы, но скорее к гражданской войне, к потере субъектности, суверенитета и в перспективе – колониальная зависимость».
2023 год объявлен в нашей стране Годом мира и созидания. И важное измерение этого самого мира – гражданское согласие. И здесь же один из главных ориентиров – сохранять баланс. Ведь великодушие великодушием, а интересы государства никто не отменял.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы должны жестко реагировать, защищая нашу страну и правопорядок. Кто сознательно преступил черту закона, поставил под угрозу человеческие жизни, при поддержке западных спецслужб, продолжает деструктивную деятельность против нашей страны – будет отвечать перед законом».
Сколько именно людей по разным причинам уехали из Беларуси на волне 2020 года, посчитать сложно. Важнее то, что это наши люди. А вражда между своими еще ни к чему хорошему не приводила. Цветные революции, хаос, а может, и полномасштабная война.
На недостатки такого мышления и идеологии указывал уже бывший советник главы офиса Зеленского. Арестович назвал национальную политику Украины катастрофой. Ведь соседи культивируют ненависть, записывая во враги всех, кто говорит по-русски.
Алексей Арестович, экс-советник офиса президента Украины: «Мы говорим, что все россияне плохие и хороших россиян не существует. А как слышат нас этнические русские на Украине? Или русскоязычные? Что они слышат? "Вы – враги". Он достает свой украинский паспорт, вспоминает двоюродного брата, который погиб под Бахмутом, будучи русскоговорящим солдатом ВСУ, и говорит: "Да пошла она, эта страна, с такими подачами. А ехать некуда, и он остается на Украине, но в скрытой оппозиции к Украине, потому что украинцы ведут себя как полные идиоты со своими собственными гражданами. Вот и все».
Так будет ли доверие к власти, которая натравливает друг на друга?! Увы, информационная война, похоже, не щадит даже гуманные инициативы. Что ж, проигрывать не нравится никому.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы видели, как захлебнулись эти все Telegram-каналы, чаты и прочее. Ах! Тут хватают силовики тех, кто попытался приехать, сажают, чуть ли не убивают. Абсолютная чушь! Никто никого не хватает».
Вадим Боровик, политолог: «К сожалению, наши отдельные политики, которые там обосновались и зарабатывают в том числе на лицах, которые вынуждены были покинуть страну, начинают заниматься спекуляциями, вводить их в заблуждение о том, что кого-то кто-то заманивает с какими-то злонамеренными целями. Почему так делают отдельные штабы политические?! Так называемых беглых. Потому что у них из рук выскальзывает инструмент, которым они пользуются. Люди, которых они используют в своих корыстных интересах. Им надо демонстрировать на площадях небольшие митинги, надо с кем-то проводить собрания, надо показывать своим спонсорам, что у них есть какая-то электоральная база».
Алексей Авдонин, политолог: «Важно понимать, что фактически Президент начал применять те же методы, что применяли западные политтехнологи. Мы не действуем силой, мы не действуем агрессивно, а мы действуем мягко. Мягкая сила, мягкая политика. А суть ее заключается только в одном. Если они агрессивно пытаются сейчас собрать различные политические группы у себя из “беглых”, из более радикальных – собрать какие-нибудь бандформирования или деструктивные, диверсионные группы. То они к чему ведут? К тому, чтобы дать благо, счастье этим людям? Нет, конечно же. Их руками, их жизнями пытаются достигнуть своих экономических, политических целей».
И вот ключевой вопрос – как определить, кто достоин беспрепятственного возвращения, а кому лучше остаться за рубежом?! Может, подобному здесь место?
Очевидно, мерилом станет безопасность.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Все эти калиновцы, хоругви будут отвечать не просто по закону. С ними будет разговор один – на уничтожение».
По сути, власть предлагает сделку, вполне четкий механизм, и каждая ситуация будет рассматриваться комиссией индивидуально.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Те, кто осознал, кто раскаялся. Они публичные заявления. Это обязательно. Ты постился там в интернете. Вот давай, рассказывай, зачем ты это делал, и кайся перед народом. Или какие мы тут механизмы выработаем. А затем вместе с людьми, с общественностью, журналистами, блогерами, кто был на передовой тогда, мы будем решать, что с ними делать. Но шаг навстречу надо делать».
Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «В средствах массовой информации будут указаны почтовые, электронные и другие адреса, куда человек сможет направить свое заявление в комиссию. Изложить обстоятельства, связанные с пребыванием этого лица за границей, сведения, которыми он располагает. По поводу того, якобы к нему могут быть какие-то претензии. И соответственно его заверения в том, что он законопослушный гражданин. Это будет рассмотрено в кратчайшие сроки комиссией».
Что ж, осторожность белорусов объяснима. Мир и созидание приобретают особую ценность. И чтобы их не утратить, важно найти пути для консолидации и проявлять мудрость. В этом ведь тоже самодостаточность нации – уметь делать выводы из ошибок прошлого. В том числе недавнего.
Фото: архив БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram