Лукашенко: Экспорт – это валюта, без которой страна и экономика жить не могут. Подробности совещания у Президента

На совещании во Дворце Независимости говорили об экспорте белорусских товаров 

Лукашенко: Экспорт – это валюта, без которой страна и экономика жить не могут. Подробности совещания у Президента

Торговать уже с первых дней нового года. Об экспорте белорусских товаров говорили сегодня на совещании во Дворце Независимости. Президент ставит перед правительством задачу выйти на досанкционные объемы торговли.


Впрочем, главное – в прошлом году удалось переломить негативные тенденции, последовавшие за вводом санкций, но пока в денежном выражении, а в не абсолютных величинах. Много времени ушло на отработку логистики. И речь не только о выстраивании маршрутов, но и согласовании стоимости перевозок.

Сейчас Беларусь задействует для отправки своих грузов почти два десятка российских портов и намерена построить собственный. Александр Лукашенко торопит, ведь время – деньги. Так кто готов покупать подсанкционные товары? И что должно совпасть, чтобы выйти на былые объемы?

Это совещание первое в новом году, но от праздничного настроения не осталось и следа. И если подводить итоги принято за пару часов до боя курантов, то в экономике еще предстоит. И пока статистики, лавируя между цифрами отчетности, сводят дебит с кредитом, Президент точно знает одно: в чем-чем, а в экспорте могли лучше.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Нам в прошлом году удалось преодолеть негативные тенденции и выйти в денежном выражении на положительные результаты по экспорту. Конечно, деньги решают все, но хотелось бы, чтобы мы, как принято говорить, поштучно увеличивали экспорт. Поштучно – это значит, что тракторов и прочих автомобилей, калийных удобрений, нефтепродуктов (тонны и штуки) мы реализовали меньше, чем в 2021 году. И благодаря тому, что произошел резкий рост цен на те товары, что мы продаем, мы имеем более-менее положительные результаты по экспорту. Но то, что мы по тоннам и поштучно не вышли на предполагаемый уровень, – свидетельство того, что успокаиваться нельзя. Нам надо думать, как наращивать экспорт».

Кто-то скажет: нормально же вроде торговали. Раз в денежном выражении приросли, значит, все в порядке? И в целом так оно и есть. Ведь для чего нужно продавать свои товары за рубеж?

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Экспорт – это валюта, без которой страна и экономика жить не могут. Тем более что Беларусь экспортно ориентированную экономику имеет. Половину того, что производим, должны будем продать, чтобы нормально жить».

С этим не поспоришь, и вот с этой точки зрения у Беларуси действительно все в порядке. Ведь сами по себе цифры экспорта что-то да значат, конечно, но не показывают всей картины.

Николай Снопков, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Не самое важное – потоки, самое важное – результат, который мы ощущаем в платежном балансе страны. Это сальдо. $4,5 млрд – это на самом деле историческая цифра, и она очень важна. Она формирует стабильность на валютном рынке, обеспеченность золотовалютными резервами страны. То есть фактически она формирует стабильность, спокойствие в финансовой сфере в стране в целом. И мы это ощущаем у себя в кошельке, потому что такая же историческая цифра – средняя заработная плата в долларах. Да, можно говорить, что курс стоит, но курс стоит не потому, что стоит, а стоит потому, что устойчивая ситуация в финансах, устойчивая ситуация валютной составляющей нашей экономики».  

Так что продали больше, чем купили, – и это хорошо. Но чем же все-таки недоторговали? Речь, прежде всего, о калии и нефтепродуктах. И им, конечно, есть что сказать в свое оправдание. Санкции влияют, главным образом, на пути поставок белорусских товаров. И если мировая логистика под влиянием пандемии и так оказалась в кризисе, то страны, наложившие санкции, все разом усугубили. Беларусь оказалась фактически отрезана от привычных каналов. Львиную часть своих важных грузов она поставляла миру через порты Прибалтики и Украины. В прошлом году переехали в морские гавани России. И Александр Лукашенко уж точно сделал все, что мог.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «По крайней мере, то, что вы просили меня решить на уровне президента Российской Федерации для того, чтобы были открыты для нас порты, я полагаю, что все вопросы решены. Вопрос остается за малым: начинать грузить в этих портах. Хотя кое-что мы уже начали грузить. Надо быстрее строить эти порты, доводить до определенного уровня и торговать уже через собственные порты, а не чужие».

Он, конечно, не нефтетрейдер, но политик, который действует в интересах своей страны. А потому на партнеров надейся, а сам не плошай. Беларусь задействовала 19 российских портов. И этого, говорят в правительстве, достаточно. Но расстояние до российского Мурманска и литовской Клайпеды несопоставимо. Как снивелировать затраты – та еще головоломка. Ну, или искусство ведения переговоров.

Алексей Авраменко, министр транспорта и коммуникаций Беларуси: «Здесь разные подходы. Если мы говорим о соглашении по нефтепродуктам, мы нивелировали эту разницу путем того, что российские железные дороги предоставили пятидесятипроцентную скидку. Это сопоставимая сегодня цена. Если мы говорим про объемы остальных грузов, мы работаем над тем, чтобы получить скидку на железнодорожные тарифы (и Президент ставил задачу в этой части), чтобы быть конкурентоспособными с теми портами, которые у нас были».  

Собственный же порт – это возможность не только отправлять свои грузы, но и принимать чужие. Хотя когда окупятся затраты, вопрос сложных расчетов. Железная дорога – альтернатива лишь отчасти. Беларусь задействует ее потенциал в торговле, к примеру, с Китаем. Но в допандемийные времена 90% всех товаров в мире перевозились морем. Так если пути поставок найдены, остается понять: а покупать больше того же калия готовы?

Николай Снопков, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Рынки наши удобрения берут. Традиционные рынки – с нарастающей. Вряд ли мы сможем в этом году удобрения поставлять в США и Европейский союз. Пожалуй, вот эти две конструкции остались, которые отказываются от наших удобрений. Но это не такие большие объемы, которые смогли бы нам ухудшить ситуацию по продажам. И мы надеемся, что с учетом освоения новых рынков – это Африка и мелкие страны Латинской Америки – через них традиционно, к сожалению, в досанкционный период мы везли через американских и европейских трейдеров, сейчас будем везти напрямую».

Отсутствие посредников, новые рынки и возрастающий спрос – если все три фактора совпадут, по расчетам правительства в 2023 году Беларусь сможет выйти на досанкционный объем продажи калийных удобрений. Словом, политика политикой, а кушать хочется всегда. И без белорусского калия это в мире довольно проблематично.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Беларусь