Лукашенко: Беларусь стала объектом неприкрытой агрессии, пока не горячей войны

Лукашенко: Беларусь стала объектом неприкрытой агрессии, пока не горячей войны

О ситуации в мире и реакции на неё официального Минска. Во Дворце Независимости сегодня говорили о внешней политике. Несмотря на то, что риторика западных партнёров Беларуси далека от дипломатической, а порой это и вовсе разговор на языке санкций, Минск по-прежнему нацелен на укрепление взаимовыгодных связей – со всеми. По мнению Президента, условий для успешного сотрудничества немного, а главное – взаимное уважение. Беларусь готова за себя постоять на международной арене. А потому подготовлен пакет ответных мер на случай, если с Минском решат развязать экономическую войну. 


Главы МИД и КГБ вместе идут на совещание. Обычно улыбчивый Владимир Макей сейчас всё больше задумчив. Внешняя политика некоторых стран в последнее время отнюдь не история дипломатических побед. Если коротко описать международную информационную картину – тут вспыхнуло, там не могут потушить, а где-то и вовсе сознательно подогревают. И грань между конфликтом военным и дипломатическим всё тоньше. Президент приводит в пример Нагорный Карабах. Война остановлена, но это не конец истории. 

Ближний Восток и Северная Африка. Террористические акты в Европе. И пока не совсем ясна новая политика Белого дома. И вроде бы всё далеко. Но в большой политике, похоже, работает эффект бабочки. Взмахнула крылом за океаном – зашатало, скажем, Беларусь.

Соседи Беларуси отличились, введя санкции первыми ещё в конце августа. Удивительно и то, что соседи, и то, что вдруг решили проявить самостоятельность в таком вопросе. Есть ощущение, что и дальнейшее расширение санкционного пакета может состояться с подачи как раз «прибалтийских сестёр». В конце прошлой недели министр иностранных дел Эстонии заявил, что вместе с партнёрами готов подбросить такую идею Евросоюзу. Глава МИД Латвии вторит коллеге. Больше, ещё больше санкций для Минска просит министр иностранных дел Литвы. 

Линас Линкявичюс, министр иностранных дел Литвы: «На самом деле, они работают. Когда мне задают подобные вопросы, я говорю, что если они не работают, давайте добавим санкций, поскольку их действительно очень мало». 

Так они работают? Или их очень мало? Чтобы не было путаницы: вообще санкции Евросоюза в целом и соседские в частности персонифицированы. Первый пакет из 40 фамилий утвердили в начале октября, спустя месяц добавили ещё 14, включая Александра Лукашенко. Минск предупреждал, что будет реагировать – и вот этот день настал. 

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси«Конечно, мы не можем оставлять подобного рода вещи без ответа. С нашей стороны расширены также соответствующие санкционные списки с включением туда соответствующих лиц из всех стран Евросоюза. На совещании была предложена и поддержана участниками совещания идея о понижении уровня нашего представительства в "Восточном партнерстве". Мы видим, что есть попытки политизировать ряд инфраструктурных, межрегиональных проектов в рамках этой инициативы. Но, к сожалению, действия наших партнёров не оставляют нам ничего иного, кроме как адекватно реагировать на эти негативные шаги в отношении Беларуси». 

К слову, уже в этот четверг Совет ЕС может дать ход третьему санкционному пакету. Но по правде расширять список уже некуда. Так Брюссель может загнать сам себя в угол. Ведь следующий этап и, по сути, настоящие санкции – экономические. К ним Евросоюз подталкивают сами же выходцы из Беларуси. 

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Мы всегда говорили, что санкции – это не метод реализации межгосударственных отношений. Они никогда ни к чему хорошему не приводили и не приведут. Как показывает даже наш недавний опыт, рано или поздно санкционная политика завершится. Но раз те, кто инициирует эти вещи, хотят идти по этому пути, то, конечно же, мы вынуждены будем реагировать. И сегодня на совещании обсуждался (и в целом был поддержан) целый ряд мер, которые могут быть предприняты в Беларуси в случае, если наши партнёры примут решение об ужесточении этих санкций, к чему их призывают некоторые белорусские оппоненты власти».

Конкретизировать министр не стал (всё же дипломат), намекнув, что есть сферы, чувствительные для европейских партнёров. Но что ещё интересно. Если экономические санкции в отношении Беларуси будут введены, то прочувствовать их придётся всем – и сторонникам, и оппонентам власти. И что тогда скажут эти самые оппоненты, если на санкциях настаивали их собственные лидеры? Но как бы ни строилась европейская политика, есть и обратные примеры. 

Положение Китая в мире таково, что в дружбе с Пекином не принято упрекать. Что же до отношений с Москвой, то это всегда повод для ревности – с той лишь разницей, что в зависимости от политических или экономических пертурбаций меняется расклад – кто кого и к кому ревнует. 

Конечно, и в этом суть многовекторности, чтобы ни один из партнёров не был в обиде. И в таком курсе заложена не столько политика, сколько экономика. К слову, свою экспортную формулу равного сотрудничества с Россией, Евросоюзом и странами дальней дуги Беларусь пока не меняла. Да и если после кризиса, тон которому задала пандемия, наступит экономический подъём, лучше быть к нему готовым. Так что грамотная внешняя политика – это, пожалуй, больше про расчёт, чем про эмоции в виде санкций и угроз.

ФОТО: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram