Концепцию развития придорожного сервиса разрабатывают в Беларуси

До 2020 года в Беларуси может появиться около пятисот новых объектов придорожного сервиса. Чиновники работают над концепцией придорожного сервиса. Что есть и что должно быть?

До 2020 года в Беларуси может появиться около пятисот новых объектов придорожного сервиса. Чиновники работают над концепцией придорожного сервиса. Что есть и что должно быть?

Небольшое кафе у деревни Королёв Стан спряталось за чередой елей, но не заметить его с трассы почти невозможно: от дороги на Москву – всего-то метров 10. Работает здесь, как говорится, семейный подряд. Илья Ефремов много лет учился и работал в Европе, но ностальгия тянула в родную Беларусь, по приезде вместе с супругой взялись за придорожный бизнес.

На рекламные щиты лишних денег нет, но аппетитные круассаны по личному рецепту стали лучшей рекламой, постоянные клиенты помогли заведению стать рентабельным, и в придорожном сервисе Беларуси закрепился достойный объект. И таких в последние годы появилось немало.

Развитие придорожного сервиса в Беларуси подстегнул президентский Указ от 2008 года. Он освободил от налогов на время строительства, дал возможность в течение нескольких лет не платить арендную плату. Также многие воспользовались льготными кредитами – брали от 50 тысяч до полумиллиона долларов. Результат не заставил долго ждать.

Сегодня на загородных дорогах в Беларуси работают 378 автозаправок и более 500 пунктов питания. Гостиниц сравнительно не так много: пока 70 на всю страну. Ненамного больше и станций технического обслуживания. Как показывает практика, на трассе время диктует условия, поэтому успешнее тот, кто готов предоставить все услуги в одном месте.

В этом комплексе (см.видео – прим.ред.) на витебской трассе можно не только заправить машину, но и помыть, и даже застраховать. Или совершить велосипедную прогулку по окрестностям. А меню в ресторане – на любой вкус. Такие фактически образцовые комплексы создают сети автозаправочных станций. Началось всё 5 лет назад – тогда все новые и обновлённые заправки обязали иметь пункт питания, бесплатные туалеты и парковку для клиентов. В итоге всё это принесло владельцам бензоколонок солидную прибыль. Если маржа от продажи топлива не поднимается выше нескольких процентов, то продавать еду у дороги оказалось в 10 раз выгоднее. Развивались бы дальше, но есть вопросы.

Большая редкость в придорожном сервисе и обмен валют. После череды ограблений для таких банковских точек ввели дополнительные нормы – вплоть до бронированных стен, что, естественно, на трассе воплотить нелегко. Но вопрос скоро помогут решить обменные банкоматы – массово они должны появиться после деноминации. В новой концепции развития придорожного сервиса обещают учесть пожелания бизнеса, а кроме того, готовят сотни инвестиционных предложений.

Совершенствуются и технические требования. Чиновники не скрывают, что ориентируются на передовой опыт немецких автобанов. Среди новинок – в придорожных комплексах могут появиться детские площадки. Впрочем, в эволюции придорожного сервиса может поучаствовать каждый, кто имеет выход в Интернет. На сайте Министерства транспорта принимают предложения и проводят специальный опрос – его итоги учтут в новой концепции.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко
Операторы:
Сергей Вяль