О «свободе» слова иного толка. Под занавес ушедшего года некоторые сетевые ресурсы запестрели заголовками о якобы облучении персонала на Белорусской АЭС и о том, что инцидент вроде как совпал с объявлением о плановом ремонте. Что ж, такая «сенсация» вполне ожидаема, учитывая, что свою «обеспокоенность», кажется, так это называется, наши «добрые соседи» выражали, начиная еще со стадии котлована. Странно только одно – почему только сейчас «утка взлетела»?! Анатолий Занкович разобрался, «откуда ветер дует».
В журналистской среде считается правилом хорошего тона не употреблять в материалах слово «якобы». Потому что это слово-сомнение. Вот вроде как правда, но это не точно. Не достоверно, не 100%. Так вот, если ты честен перед зрителем-читателем-слушателем, то не корми его псевдоинформацией, не точной, неправдой.
Но тем, у кого другие задачи и для кого журналистика видится по-другому, вот там – громкий заголовок, материал с нашпигованными «якобы» и данные, которые не проверяются. А зачем? Задача-то другая.
Так было и за три дня до Нового года. На одном интернет-ресурсе появляется материал. Оцените пока только заголовок – «На Белорусской атомной станции произошло облучение персонала». Громко? Страшно? Еще бы.
А что в статье? А там рассказ о том, что одна компания из Бобруйска в прошлом году проводила на станции ремонт. И вот в результате работ и произошло облучение. Интернет-ресурс ссылается на некое заявление, в котором вроде как все подробности.
Но – заявления нет, есть ссылка на веб-архив, но никакого документа там нет. Кто там говорил про Интернет, который помнит все? Ну, вот самое время доказывать. Только нет ничего. А все доказательства – это скриншот. И все. Я такой же, не спеша, за 10 минут до записи в «Пойнте нарисовал». Найдете 10 отличий?
Проверка фактов никогда не была сильной стороной некоторых медиа – особенно тех, у кого редакции где-нибудь в Вильнюсе или Варшаве. Главное громко крикнуть «Волки!». Так и здесь – громкий заголовок затмевает суть. Яркая обертка важнее того, что внутри. А читателя-слушателя-зрителя такие вот журналисты просто держат за лопуха.
Так как тема резонансная, мы решили проверить, что вообще происходило на АЭС в то время. Итак, с 24 апреля по 9 ноября прошлого года там проводились работы.
Ольга Козлович, пресс-секретарь Министерства энергетики Беларуси: «Планово-предупредительный ремонт на атомных электростанциях проводится ежегодно. Он осуществляется для обеспечения надежной работы оборудования. Вот в рамках этих работ на БелАЭС проведен ремонт оборудования реакторной установки, турбогенератора, циркуляционных насосов. Выполнена диагностика более трех тысяч технологических систем и единиц оборудования. И самое главное: проведена первая перезагрузка свежего ядерного топлива, а это, в соответствии с регламентом, было перезагружено 48 из 163 тепловыделяющих сборок».
Вот официальная информация из Министерства энергетики. Без всяких «якобы». Планово-предупредительный ремонт – это комплекс действий превентивного характера, их проводят по плану для обеспечения работоспособности механизмов. Точка. Теперь к тому, кто этот ремонт проводил. И к той самой компании из Бобруйска из статьи с громким заголовком.
Сергей Бобович, заместитель генерального директора ГПО «Белэнерго»: «Персонал этой организации не принимал участия в ремонте. Основные организации, которые выполняли работы в зоне контролируемого доступа, – это "Росатомсервис" и "Атомэнергоремонт" Российской Федерации. Наши белорусские организации, которые отработали на очень высоком уровне. И что касается радиационной обстановки, то замечаний по этому у нас не было».
То есть и компании не те. И письменных доказательств, на которые ссылаются якобы-журналисты, нет. Причем авторы еще до публикации знали, что несут ахинею.
Цитата от того самого евро-интернет-ресурса. «Мы не нашли прямых связей между Белорусской АЭС и компанией из Бобруйска». То есть вот прямая расписка – все, что мы написали, не факт, это выдумка, фейк.
То есть доказательств у нас нет, но, пардон, не пропадать же громкому заголовку. Или чьему-то заказу? Такая-то статейка точно должна была «выбухнуть», взорвать интернет. Но нет – расчет не оправдался.
Вообще, Белорусской АЭС достается больше других объектов в стране. Как ее только ни употребляли, каких только слухов ни было. Помню даже то время, когда станцию еще не запустили и даже ядерное топливо не завезли, а из отдельных утюгов уже доносилось, что уровень радиации превышен. Тут и в самом деле, у кого-то облучение головного мозга случилось. И без всякого Якова. И без «якобы».
Подписывайтесь на нас в Telegram