Как уберечь себя и детей от влияния fake news? Отвечают эксперты

Как уберечь себя и детей от влияния fake news? Отвечают эксперты

В пресс-центре БЕЛТА прошло заседание проекта «Экспертная среда» - «Deepfakes: новый вызов информационной безопасности», где обсудили такие актуальные темы, как технологии создания «фальшивых новостей» (fake news) и «глубоких фейков» (deepfakes), а также способы борьбы с ними.  

В беседе участвовали приглашенные эксперты: министр информации Беларуси Александр Карлюкевич; директор Белорусского института стратегических исследований (БИСИ), доктор юридических наук Олег Макаров; заместитель директора БИСИ Юрий Прокопов; старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент Виктор Наумов; заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент Ольга Агейко; аналитик БИСИ, кандидат философских наук Виталий Демиров. 

В рамках круглого стола эксперты обсуждали ситуацию в информационном пространстве Беларуси, способы создания fake news и deepfakes, меры противодействия, а также проблемы идентификации лжи. Вносили предложения о том, как обезопасить каждого гражданина в общественно-политической жизни, а детей и подростков в повседневной от fake news и deepfakes, в том числе в интернете.

Типичный пример deepfakes привел Олег Макаров. На конференции по проблемам информационной безопасности в Дохе, которая проходила в октябре прошлого года, участникам показали синтезированных человеческих сущностей, которые разговаривали и делали некие заявления. Отличить их от реального человека практически невозможно ни визуально, ни с помощью каких-либо технологических инструментов.

Виктор Наумов подтвердил, что в большинстве случаев в том огромном информационном потоке, который обрушивается сегодня на каждого, невозможно отличить ложь от правды, за исключением тех случаев, когда мы осведомлены, как может повести себя тот или иной человек в определенной ситуации, и точно сказать: «Не может быть!»

Виктор Наумов, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент: «Адекватность восприятия информации в социальных сетях искажают многочисленные лайки и репосты. Чем их больше, тем качественней и правдивей воспринимается контент, и аналитические способности человека уже не срабатывают».

Виктор Наумов

Ольга Агейко, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент: «Мир таков, каковы наши знания. Чем меньше осведомленности в той или иной области, тем больше вероятность того, что человек купится на фейк. Поэтому самая большая группа риска – это дети, ведь они в силу возраста не обладают необходимым объемом знаний для анализа получаемой информации».

Насколько доступно обучение технологиям, позволяющим генерировать фейк-изображение и видео, пояснил Виталий Демиров. 

Виталий Демиров, аналитик БИСИ, кандидат философских наук: «Уже есть пакет готовых программ, с помощью которых путем определенных манипуляций можно делать фейковые ролики. Для 40-секундного ролика среднего качества может потребоваться, условно говоря, виртуальная машина с четырьмя видеокартами, каждая из которых должна быть примерно на 8-16 ГБ. Понятно, что для простого человека это пока не очень доступно. Однако технологии со временем дешевеют».

Виталий Демиров

Александр Карлюкевич отметил, что угроза от фейков существенна, а противодействие им нужно оказывать на законодательном уровне. 

Александр Карлюкевич, министр информации Беларуси: «Сегодня нужно понимать всем – и тем, кто работает в печатных средствах массовой информации, и тем, кто в электронных средствах массовой информации, и тем, кто просто производит новости и забрасывает их в социальные сети, что медийное влияние есть на всех участках. Социологические опросы показывают, что наибольшее влияние происходит из социальных сетей. Поэтому параллельно с тем, что происходит развитие технологий изготовления deepfake, все среды, которые имеют отношение не просто к единому влиянию, но и к обеспечению информационной безопасности, должны задуматься, что можно противопоставить, в том числе и с законодательной точки зрения. Несмотря на то что часть общества считает, что нововведения ограничивают свободы и права на потребление информации, тем не менее в парламенте нужно обсуждать эту тему с той точки зрения, что есть это явление».

Александр Карлюкевич

Министр высказал убеждение, что новоизбранный парламент все же поднимет тему фейков. 

Александр Карлюкевич, министр информации Беларуси: «Сегодня нужно уже готовить проекты, где fake и deepfake будут прописаны в законодательной базе, ведь нужно обществу объяснить, какие последствия влекут за собой эти явления. Нашему обществу нужно сказать, что у нас не принято, что может носить противоправный характер, тем самым выразив позицию государства и в целом здоровой части общества. Если мы сегодня к этому не подготовимся, то завтра можем опоздать».

Реакция и комментарии на fake news ответственных лиц не менее важный аспект, чем распространение информации. 

Олег Макаров, директор БИСИ, доктор юридических наук: «Чрезмерно эмоциональная реакция притягивает внимания больше, чем само событие, тем самым преумножив деструктивный эффект от fake news. К тому же, каждый человек, распространяющий новость или информацию, вкладывает в нее часть своей критики и своего субъективного восприятия, тем самым увеличивая ее верификацию».

Олег Макаров

Ольга Агейко также обратила внимание на то, что общество «покупается» на эмоции и в первую очередь потребляет ту информацию, которая их вызывает. 

Ольга Агейко, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент: «То, что происходит сегодня в социальных сетях сравнивают с эффектом толпы. У молодежи преобладает клиповое восприятие информации, то есть везде по чуть-чуть, и та информация, которая не вписывается в индивидуальную картинку мира, просто игнорируется. Получается, что информационно общество становится закрытым: читает то, что хочет читать, слышит то, что хочет слышать, становится эмоционально глухим и черпает недостающие эмоции из соцсетей. Эффект от информации здесь настолько высок, что эти процессы могут быть не контролируемы».

Ольга Агейко

К тому же, когда происходит какое-то событие, заметил Олег Макаров, многие хотят, чтобы им рассказали, что происходит, объяснили, поэтому комментируют новости и просматривают комментарии. Здесь Александр Карлюкевич указал на то, что лидерами мнений и общественных комментариев должны быть обязательно специалисты в той или иной сфере.

В финале дискуссии Ольга Агейко сравнила информацию с ковром. Каждый, кто видит его, вытащит только ту нить, которая ему больше нравится. Основная задача информатора – сделать так, чтобы ковер был соткан из качественных нитей, а также попытаться спрогнозировать, какую нить вытащит тот или иной представитель общества.

Ольга Агейко, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент: «Глобальные deepfake – это фейки, которые разрабатываются на машинах с хорошим «железом» за немаленькие деньги. Что касается «кухонных» фейков, в нашей стране достаточно много людей, склонных к программированию, у них возникает желание сделать что-то дома со своим компьютером. В этой ситуации самым главным является мотивация и цель, и человек, если поставит перед собой цель сделать deepfake, пускай он даже не будет такой глубинный, как в первом случае, он создаст некую ложную картинку. У этого человека обязательно есть свой социальный круг, и первое, что он сделает – распространит это среди своего окружения. Если к нему есть доверие, а, как правило, доверие к таким людям имеет место быть, эта картинка пойдет распространяться дальше. Поэтому, порой, вот эти «кухонные» вещи не вызывают глобальный резонанс во всей стране, но в определенном сообществе запросто могут взбудоражить».

По завершении круглого стола эксперты пришли к следующему: 

– fake news и deepfake несут масштабную угрозу для общества;

– противостоять угрозе fake news и deepfake нужно, привив обществу информационную культуру, а также осведомленность в сфере fake news и deepfake;

– от парламентариев требуется внести понятия fake news и deepfake в законодательную базу;

– так как технологии производства deepfake всегда идут на шаг впереди, быть в курсе новейших разработок в сфере искусственного интеллекта, создать общедоступную компьютерную программу для распознавания deepfake;

– специалистам, лидерам общественно-политических движений ответственно относиться к заявлениям, контролировать эмоции, чтобы информация была воспринята верно.

Фото: Марина Самонченко

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram