Лукашенко на открытии мемориального комплекса «Ола»: Пусть все приезжают и посмотрят, каким духом крепок белорусский народ

Лукашенко на открытии мемориального комплекса «Ола»: Пусть все приезжают и посмотрят, каким духом крепок белорусский народ

Вечер 21 июня 1941 года был точно таким же, как сейчас. Тихим, летним, спокойным. Но в 4 часа утра мир был разрушен. Началась война. Мы помним – внезапно, без объявления. И на десятилетия эта беда оставила раны, которые, может, и зарубцевались, но ноют и болят до сих пор. Была республика, и всего за несколько лет нацисты её уничтожили. 9 тысяч 97 населенных пунктов. Именно столько сожгли нацисты в годы Великой Отечественной войны.

 

Некоторые деревни сжигали заживо с людьми. Некоторые поливали огнём по несколько раз. Шесть белорусских деревень сжигали по пять раз! Сколько именно фашисты провели на нашей территории карательных операций, точно не скажет никто. Настолько много их было. Зверских, бесчеловечных, ужасающих. 

Деревню Борки в Кировском районе тоже не обошла чёрная рука карателей. 15 июня 1942-го немецкие захватчики погубили более 2-х тысяч человек. Годы спустя эти события легли в основу одной из сюжетных линий военной драмы «Иди и смотри». В субботу Александр Лукашенко посетил это трагическое место, где появился мемориальный комплекс – он посвящён деревням Могилёвской области, сожжённым в годы войны. Память о жертвах увековечили в камне. Здесь элементы, которые раскрывают все зверства нацизма. «Улица» с фрагментами обгоревших стен домов, фигура скорбящей матери, образ пламени и композиция «колодец», в который заживо сбрасывали младенцев. Замыкает комплекс камень с посланием к потомкам и парк, олицетворяющий собой жизнь. Создателей мемориала в Борках – а это группа молодых архитекторов и скульпторов – Президент поручил представить к госнаградам.

А уже сегодня Глава государства посетил Светлогорский район, у которого тоже есть своя трагическая история.

Здесь голос из GPS-навигатора вам не скажет, где повернуть направо, а где налево. Деревни Ола на карте нет. Поэтому свернув по указателю с трассы Светлогорск – Жлобин на лесную дорогу, нужно отсчитывать километры по спидометру. В отличие от Олы мемориальный комплекс «Хатынь» легко найти на карте, и туда ежегодно приезжают сотни тысяч людей, ведь деревню в Логойском районе когда-то выбрали символом всех сожженных белорусских деревень, но по масштабу трагедии Ола гораздо страшнее. Здесь фашисты устроили сразу 12 хатыней – зверски убили 1758 человек, из них 950 детей. Впрочем, слово «зверски» здесь вряд ли уместно – даже звери на такое не способны. 

Чудовищная история началась в декабре 1943-го: неподалёку застрелили двух немецких солдат. Местные понимали, что фашисты будут мстить, и ушли в лес, но промучившись несколько недель с маленькими детьми в обледеневших землянках, решили вернуться в ночь на старый Новый год, а вместе с ними и жители других 11 деревень. Тем более уже буквально в 10 километрах отсюда был фронт, и людям казалось, что фашистам сейчас точно не до женщин и детей. Но 4 января в 6 часов утра тысячный карательный отряд окружил деревню. Больных и стариков расстреливали прямо в домах. Остальных согнали в большой сарай и подожгли. Выбегавших оттуда горящих людей добивали пулемётным огнём. В этом настоящем аду чудом выжило буквально несколько тяжелораненых человек – они и рассказали эту страшную правду. 

Раньше здесь была лишь братская могила. Энтузиасты пытались собирать деньги на более масштабный памятник. Инициатором выступил поэт и почётный гражданин Светлогорска Изяслав Котляров – он перечислил на благотворительный счёт деньги, подаренные ему на день рождения.  Пожертвования делали и другие жители Гомельщины, но дело продвигалось крайне медленно, к тому же территория заказника увязана с юридическими нюансами. После того, как студентка Гомельского медуниверситета обратилась к Президенту, он сразу же одобрил эту идею. Свой вклад в достойный памяти мученически погибших предков мемориал внесли миллионы белорусов на субботнике. 

Всего за полгода здесь появился действительно достойный монумент. Даже в мировом масштабе. Он состоит из большого пешеходного маршрута – бывшей улицы уничтоженной деревни, протяженностью более 200 метров. Вдоль него – калитки – символы сожженных домов. Ломаные арки – как сломанные судьбы. В конце этой улицы – символичный крест и колокол. Рядом звонница, стилизованная под деревенский сарай с количеством колоколов по числу деревень, жители которых здесь погибли. 

В наших силах оставить эту память молодому поколению. О Хатыни, Борках, Оле и тысячах других сожжённых вместе с жителями белорусских деревень, об узниках, расстрелянных в минской «Яме», погибших в Тростенце. Это наше общее горе, которое мы не в праве забыть, а тем более – дать ему повториться. 

Помимо молодёжи сегодня здесь и люди, которые знают о военном лихолетье и тяжёлых послевоенных годах не из Википедии, поэтому как никто другой понимают цену памяти.   

Цветы от Президента сегодня на братской могиле, где вместе лежат и убитые местные жители, и пришедшие их освобождать красноармейцы. После двух с половиной лет оккупации люди не дожили до освобождения всего 13 дней. Сегодня они уже в камне, книге, репортажах и целых фильмах, но самое главное – в нашей памяти. 

Памятные свечи в эти дни зажигают по всей стране, где война больно ударила по каждой семье. Завтра тех, кто закрыл собой будущие поколения, станут вспоминать в Бресте – первом принявшем на себя главный удар. А здесь, на выжженной когда-то земле, будут подрастать яблони сорта Ола. Её плоды маленькие и на первый взгляд не заметны в густой кроне, но у этих деревьев есть удивительное свойство – когда они растут рядом с садом, его урожайность может удвоиться. Символично. Незаметная точка в бескрайнем море леса также умножит народную память, а навигатор скоро обновится. 

ФОТО: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram