Что означают слова Христа «Будьте как дети»? Объясняет протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.
Также Федор Повный отмечает, что поддавшись этому общему настроению, даже некоторые христиане на Западе стали утверждать, что, поскольку мир, как они говорят, достиг совершеннолетия, поскольку человек стал совершенно взрослым, старая детская религия уже не подходит ему, ее нужно перетолковать и пересказать ему по-взрослому. А это значит, по мысли этих «взрослых» христиан, это значит переложить ее на язык современной науки, современных представлений о человеке и современной моды. Даже религиозно настроенные люди стали стесняться в какой-то мере своей детской веры, пытаться приспособлять ее к взрослому, развращенному мировоззрению нашей цивилизации, если так можно сказать…
Поэтому, отмечает священник, этот призыв Христа быть как дети нельзя никоим образом выдавать за отказ христианства от знаний, за его желание сохранить человека примитивным, темным и непросвещенным. И нужно ли снова доказывать, что та самая наука и цивилизация, во имя которой иногда пытаются развенчать веру, религию, христианство, началась в монастырях, что первые университеты были созданы Церковью, что на заре нашей цивилизации практически все просвещение, или, как говорили тогда, книжность, вдохновлялось именно религией?
Для правильного ответа на этот вопрос, замечает Федор Повный, нужно, напомнить тот общеизвестный и действительно универсальный факт, что для всех людей, почти всех людей, детство остается именно золотым временем – детством, раем, потеряв который, человек неустанно в воспоминании возвращается к нему, с радостью и с тоской, с любовью и с печалью. Иными словами, теряя детство, человек теряет что-то, чего ему затем всю жизнь болезненно не хватает, о чем он непрестанно жалеет, к чему он все время мысленно возвращается. Так что же это такое?
Священник подчеркивает, что именно эту целостность теряем мы, уходя из детства. И с этой точки зрения взрослость – это торжество в нас раздвоенности, нецелостности, неспособности уже целиком, без остатка отдаться ничему; это глубокий, все разъедающий скепсис, это глубочайшее внутреннее недоверие и как их следствие – страх, страх, отравляющий постепенно наше сознание. Если посмотреть вокруг себя, убедитесь в том, что наш мир, наша цивилизация как раз и построена на этом скепсисе, взаимном недоверии и страхе и имеет в своем сердце эту грустную взрослую раздвоенность.
Для чего тысячу дней и тысячу ночей стоял на камне в лесной гуще в одиночестве Серафим Саровский, как не для того, чтобы в самом конце этого длинного подвига собирания души, просветления сознания, очищения ума вернуться наконец к подлинной детскости, то есть именно к целостности; как не для того, чтобы снова увидеть Божий мир и в нем каждого человека как брата и сестру, как радость. И с этими словами «Радость моя!» обращался он к каждому приходящему к нему.
Подписывайтесь на нас в Telegram