Электротранспорт и пакеты из кукурузы: новые решения Беларуси в области экологии

559

Как совместными усилиями решать цели тысячелетия? Согласно ООН, всего целей устойчивого развития 17. Это ориентиры в области индустриализации и инноваций, недорогой энергии, качества образования, здоровья, благополучия и охраны окружающей среды. 

Среди 156 государств, которые их реализуют, Беларусь отметилась на 23 месте. И сейчас наш бизнес готов предложить и стране, и миру новые решения в области экологии. 

Фосфор, азот и мелкий мусор. Всё это в реку под Лидой попало по вине человека. Природоохранное ведомство начало административный процесс. Вред экосистеме ещё предстоит подсчитать. Загрязнение вод – один из глобальных вызовов. Актуален для всего мира.  В водах Тихого океана плавает так называемое «большое мусорное пятно». Его площадь примерно, как три Франции. И оно вполне может претендовать на статус нового континента. А такие кучи мусора под Минском каждый год фиксируют контролёры. И ищут тех, кто их оставляет. Пластиковые пакеты, бутылки, строительный мусор. Разлагаться будет до тысячи лет. Если некоторые страны уже готовы отказаться от пластика, Беларуси этот путь еще предстоит. И альтернатива – есть.

На этом предприятии в Логойске упаковку делают из кукурузы. Такой пакет  не представляет никакого вреда экологии. Хотя – дороже полиэтилена.

Алексей Драпеза, руководитель проекта: «Это комплекс. Он включает и биоразлагаемые продукты. Они не содержат химии, и впоследствии становятся удобрениями. Наша целевая аудитория – все население Беларуси. Прежде всего, те, кому экология не безразлична».

Пока одни ждут, другие действуют. Нет в гастрономе экологичной упаковки – принесут свою. В 2019 снова в моде авоськи а-ля СССР и многоразовые сумки для продуктов. Срок использования неограничен. Бизнес по их производству начинался как небольшой клуб по интересам, но уже приносит немалый доход. В столице есть и магазины, где продают исключительно в свою тару. Все товары – длительного пользования,   мусором могут и не стать. 

Значительный вклад – и сокращение вредных выбросов. В столице – автомобили дают почти 90% загрязнения воздуха. Решить проблему должен общественный и электротранспорт. Его закупают теперь не только ради престижа. И не только частные лица. В Ивье на электрокаре ездят работники  социальной службы. 

Николай Рахманько, водитель территориального центра социального обслуживания населения Ивьевского района: «Удобно в обращении, в обслуживании, в эксплуатации. Легко в управлении. Минусов пока не было».

Одной зарядки хватает на 150 километров.  Достаточно, чтобы соцработник посетил все окрестные деревни. Такую машину Ивьевский район получил первым в стране. Всё указывает на то, что опыт распространят по всей Беларуси. 

Кристина Трофимчик, директор территориального центра социального обслуживания населения Ивьевского района: «Это экономно для нас, учитывая, что заправка автомобиля для нас бесплатная, то есть  примерно   50% бюджетных средств мы экономим на заправке автомобиля. Электрический автомобиль это не будущее, а уже настоящее». 

Не только электромобиль, электробус (а в Минске их уже более 80), но и средство персональной мобильности. Новый тренд – на работу можно добраться на арендованном самокате. Сервис работает по принципу аренды автомобиля. Зарегистрировался в приложении, взял самокат и поехал.

Несмотря на то, что электросамокат не поможет зимой, компаний, которые предоставляют их в аренду – всё больше. Этот транспорт претендует быть самым востребованным в ближайшие годы. Уже сейчас на одной зарядке можно проехать 25 километров. В условиях Минска – в любую точку города. Научиться управлять может каждый.

Здоровая окружающая среда – одна из целей устойчивого развития. Беларусь присоединилась к инициативе ООН. Отказаться от пластика, например, уже договорились в Европе. Постепенного перехода на экологически чистую упаковку требует и Президент Беларуси. Необходимы кардинальные и современные решения. Они включены в госпрограммы. За 10 лет в стране должны отказаться от складирования мусора.

Предстоит понять и перестроиться и самим жителям городов и деревень. Так, за выброшенный не в тот контейнер мусор в Германии предусмотрен серьёзный штраф. У нас контейнерами для раздельного сбора пока пользуются по желанию. Однако  всё больше людей понимают, что качество жизни зависит не только от личного дохода и статуса, но и условий, в которых будут жить дети.