Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко увели падающий самолет от жилых домов в Барановичах: прошел год – о ранах, которые не заживут никогда

Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко увели падающий самолет от жилых домов в Барановичах: прошел год – о ранах, которые не заживут никогда

Настоящих героев нашего времени на неделе вспоминала вся страна. Ровно год прошел с момента героического и трагического подвига белорусских военных летчиков. Майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко увели падающий самолет от жилых домов. Это было их решение, принятое всего за доли секунды. Это стоило им жизни, но спасло десятки жизней на земле. Сегодня в Барановичах, на месте, где погибли пилоты, – памятный знак. На нем надпись – «Навсегда в мирном небе». Итак, трагедия год спустя: о ранах, которые не заживут никогда, о тех, кому трудно даже сегодня подобрать слова, о людях, жизнь которых разделилась на до и после.


«Один из самолетов потерял управление, они направили его в землю, чтобы минимизировать ущерб. Пришлось отводить подальше от жилых домов. Именно так они спасли много жизней. Но при этом умерли сами».

Вот так из детских уст звучит история большого подвига двух белорусских летчиков. Год назад влюбленные в небо – майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко – выполняли обычный учебно-тренировочный полет. Уже над землей отказала система управления, экипаж Як-130 рухнул на землю.

Почему не катапультировались? Почему чужую жизнь поставили выше собственной? Так много вопросов. На все летчики ответили тогда, 19 мая, над Барановичами.

Они могли и по инструкции должны были катапультироваться. Но офицерская честь не позволила. Среди густонаселенной застройки летчики сумели найти небольшой пятачок земли, туда и вонзился уже неуправляемый ЯК-130.

Леонид Касинский, начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны Беларуси: «История мировой авиации знает немало примеров, когда летчики принимали абсолютно противоположное решение и, катапультируясь, падающие самолеты после этого приводили к огромным трагедиям. И если бы ребята в считаные секунды не приняли единственно правильное решение в той ситуации, сегодня могла быть скорбная годовщина у десятков людей, поэтому ребята действительно совершили подвиг».

А вот, что может произойти, если летчики поступают не по совести, а по инструкции.

В июне 2002 года во Львове во время демонстрационных полетов на толпу зрителей упал тяжелый истребитель. Пилоты успели катапультироваться и почти не пострадали. Погибли те, кто просто пришел посмотреть на полеты. Минус 77 жизней, из них – 28 детей.

Героями не рождаются. Становятся ими люди особого характера. И так сложилась судьба, что в одном экипаже таких было двое. 33-летний Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко, которому было 22.

Андрей Ничипорчик – сын летчика. Прилежно учился, уважал людей и ценил дружбу. Открытый, добрый и готовый прийти на помощь, таким его помнит школьный учитель.

Андрей мечтал, что пойдет по стопам отца. И в учебе, и на службе у него все получалось. Смог реализовать себя и в семье. Женился, воспитывал 2-х сыновей и дочку. И часто дома говорил о небе.

Анастасия Ничипорчик: «Он всегда говорил: если будет город, я не прыгну. Буду до последнего. Представляешь, я буду лететь над Лидой, а вы там гуляете, как я смогу прыгнуть?»

Анастасия лишь спустя год научилась контролировать эмоции, но жить без Андрея все так же тяжело.

Анастасия Ничипорчик: «Терять родных в мирное время – это очень тяжело, но для Андрея летать – это было, как дышать нам с вами».

Сейчас Анастасия одна воспитывает детей. Мальчики любят играть с самолетиками. И это память о любимом муже, отце и сыне, о подвиге героев.

Владимир Ничипорчик, отец Андрея Ничипорчика: «Ребята сделали так, как смогли, они поступили достойно. Больно, что не хватило этих долей секунд или маневра, который был бы с запасом. Но я их поступок оцениваю как серьезный, достойный. Мужчины. Офицера. Летчика».

Летчикам присвоили звания Героев Беларуси – посмертно. Награды родным вручал лично Президент. И с того момента для Татьяны, супруги второго пилота – Никиты Куконенко, пришло осознание, что теперь любимый муж уже не вернется. В душе – гордость, боль и светлая память о веселом и жизнерадостном супруге.

Татьяна Куконенко: «Я была в 3-м классе, он пришел на тот момент в 5-й. Первая встреча случилась в кабинете моей мамы. Она работала в Кадетском училище. Я помню, зашла, посмеялась и говорю – ой, мальчик рыжий, а он: не рыжий, а золотой. Еще смотри, твоим мужем буду».

Так и случилось, правда, семейное счастье у пары было не долгим. Через восемь месяцев Никиты не стало. А Татьяна продолжает служить в 116-й штурмовой авиационной базе, где служил и Никита.

Мама Никиты еще не смирилась с утратой. Даже дома, где жил сын до женитьбы, старается бывать реже. Здесь все напоминает о родном человеке. Который, кажется, всю сознательную жизнь грезил полетами.

Наталья Сивухина, мама Никиты Куконенко: «"Мамочка, я не знаю, если не поступлю, как потом жить, мне, кроме неба, ничего не надо". Всегда в душе что-то было, такая тревога, что говорю – ну выбрал ты, конечно, это же так опасно. У него такой восторг был – я смотрела на него, ты – самый счастливый человек на свете».

Никита был окрылен даже мыслями о своей мечте. В Кадетском училище, где сейчас в честь героя создана экспозиция, летчика вспоминают часто.

Людмила Чура, учитель Полоцкого кадетского училища: «Самое светлое воспоминание – рыжее солнышко, когда он заходит в класс, аудиторию, да и просто подходит поздороваться – ощущение счастья за счет его солнечной улыбки и рыжей головы».

Андрей и Никита жили мечтой и сохранили мечты сотней незнакомых людей. И пусть говорят, что боль утраты с годами становится слабее. Но только не для близких. Спустя год они все так же не сдерживают слез, но учатся быть сильными. И уже не задают вопроса "А что, если?".

На месте трагедии, где год назад разбился легендарный экипаж, теперь взмывают в небо стальные журавли. Монумент памяти о сотнях спасенных жизней. И двух тех, что не могли поступить иначе.

Летчики не уходят, они улетают. Теперь у Никиты и Андрея одно на двоих, огромное небо. А на земле – вечная память. В рисунках родных, в мемориалах, книгах. На улицах, названных в честь героев. Школах с их именами и пионерских дружинах. Одна из таких на неделе появилась в Барановичах, теперь у ребят ответственная миссия – чтить историю о подвиге храбрых друзей, которые поступили по совести.

Подписывайтесь на нас в Telegram