Cамая литературная площадь Минска – площадь Якуба Коласа – стала ещё и самой авангардной: на площади под открытым небом разместилась художественная выставка «Художник и Город. Казимир Малевич». Репродукции картин основателя нового стиля в искусстве – супрематизма – будут украшать столицу три с лишним месяца.
На суд и к радости минчан, а также гостей столицы, организаторы проекта «Художник и Город. Казимир Малевич» выставили 17 репродукций, среди которых «Автопортрет» 1910 года, «Чёрный супрематический квадрат» и не свойственная кисти художника «Весна. Сад в цвету».
Анастасия Стёпина, куратор проекта: «Мы осознанно выносим искусство авторов, известных всему миру, в городское пространство. Во-первых, для того чтобы показать, что улицы и площади Минска созданы не только для того, чтобы перемещаться, но и проводить культурные мероприятия и арт-инициативы: любая улица, площадь или сквер могут стать точкой привлечения творческих сил. Во-вторых, это всё делается для того, чтобы как можно больше людей увидели работы известных художников, в данном случае Казимира Малевича, расширили своё представление о них, заинтересовались – ведь никогда не поздно открыть себя искусству и открыть его в себе».
На открытии же выставки людей, неравнодушных к творчеству художника, который не только какое-то время жил и трудился в Беларуси (Казимир Малевич наряду с Марком Шагалом создавали Витебскую художественную школу), но и, по некоторым версиям, родился в Копыле (Минская область), не было.
Мария, посетительница выставки: «Очень красиво подобраны цвета. С цветом Малевич справлялся изумительно. У художников это внутри. Мы, обыватели, многого не понимаем в их творчестве. Я точно не понимаю. Когда смотришь на картины Архипа Куинджи, то там всё ясно. Ведь красота она на то и красота, чтобы в голове зарождалось что-то прекрасное. А тут просто «Чёрный квадрат»… Это другой склад ума, его сложно понять. Хотя лично я шла на выставку осознанно, чтобы всё же попытаться понять».
Художник-мистификатор своими работами и в правду заставляет не просто созерцать, а фантазировать, сдерживая полёт мыслей своими супрематическими рамками. К слову, супрематизм – стиль, положенный Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910 годов, считался художником высшей точкой развития искусства. Отсюда такое и название производное (от латинского supremus – «высший, последний»). И скорее именно поэтому точные и чёткие линии его картин так удачно вписались в городской пейзаж.
Игорь Карпенко, заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета: «Подобного формата мероприятия значительно расширяют культурное пространство столицы. Сегодня, допустим, поехать посмотреть картины, в частности Малевича, в Москву в Государственную Третьяковскую галерею или в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга не каждый может. А здесь, просто прогуливаясь, можно посмотреть и прикоснуться к творчеству знаменитого художника. Это обогащает в культурном плане человека. Тем более подобная выставка проводится уже во второй раз: в прошлом году на этой площади выставлялись работы Марка Шагала. Я думаю, это уже становится хорошей традицией, и пусть эта традиция развивается».
Торжественное открытие экспозиции стало настоящим городским праздником, собрав на площади Якуба Коласа людей всех возрастов. От мала до велика – каждый пытался уловить в творчестве Малевича не только его, но и свою идею.
Анатолий, посетитель выставки: «Сколько людей – столько и мнений. До выставки Малевич для меня ничего, кроме «Чёрного квадрата», не представлял. А тут я увидел много нового и полезного для себя. Посмотрев на его работы, можно заново открыть художника, и в то же время повысить свой культурный уровень».
Повышению культурного уровня на выставке способствует, кроме простого созерцания репродукций, и текстовое сопровождение к каждой работе. Краткие описания картин, выставленных в хронологическом порядке (что позволяет проследить эволюцию творчества Малевича) помогут разобраться: что всё же художник хотел изобразить?
Наталья Шарангович, директор Музея современного изобразительного искусства города Минска: «Если мы остановим любого минчанина в городе и спросим: знаете ли вы, кто такой Казимир Малевич? Конечно, каждый скажет, что, безусловно, знает. И знает его самую знаменитую работу – «Чёрный квадрат». Но на самом деле Малевич гораздо более загадочная личность, гораздо более философский и многогранный, чем он представляется нам по одной его работе. И самая главная цель этого мероприятия – показать минчанам и гостям столицы, каждому, кто подойдёт и посмотрит, что это художник, который творил в разных направлениях. Он всегда был многогранен. И нам приятно, что он имеет самое непосредственное отношение к Беларуси. И, может быть, именно белорусская земля вдохновила его на то, чтобы стать великим авангардистом».
Подписывайтесь на нас в Telegram