Подмосковные Химки. Внимания к проблемам этого российского городка за последний месяц хоть отбавляй. Более 100 писем с просьбой сохранить Химкинский лес потребовалось отправить в адрес президента Медведева, чтобы наконец-то на этой неделе получить решение приостановить вырубку деревьев. Что это? Пиар-ход или вызов тем, кто уже поделил деньги за земельные участки, сказать пока сложно. Однозначно лишь одно: президент пошёл на противостояние с правительством. Ведь именно премьер принял решение снести часть Химкинского леса, построив на этом месте автотрассу. Лесная история в репортаже Светланы Карульской.
Жители российских городов N замерли в ожидании. Региональные чиновники вот-вот должны отчитаться о своих доходах: сколько зарабатывают, где живут, на чем ездят. Такие документы с недавних пор публикует все высшее руководство России, в том числе и президент Медведев, и премьер Путин, и министры, и депутаты Госдумы. Борются с коррупцией. Правда декларации, поданные чиновниками, часто так и подначивают жителей городов N сброситься. Уж очень скромны доходы тамошних слуг народа. А раз сами живут они плохо, так что ж с них спрашивать о маленьких зарплатах, высоких ценах или плохих дорогах?
Коррупция, беспредел, кумовство между тем, все чаще эти слова стали появляться на плакатах людей, которые все активнее выходят на улицы. Мало кто уже верит обещаниям с высоких трибун о борьбе со взяточниками или о сокращении количества чиновников. 10 лет назад в стране их было 1 миллион 300. Путин, придя к власти, заявил, что их количество нужно сократить на десять процентов. Подписал несколько указов и принял федеральную программу. В итоге к 2009 году в стране чиновников было уже полтора миллиона. Для сравнения в СССР, превосходившем по объему населения современную Россию в несколько раз, число бюрократов никогда не превышало 600 тысяч.
Закон физики о равенстве силы действия и силы противодействия в отношении коррупции, похоже, начинает, все чаще срабатывать в России. Наиболее активно и яростно сейчас это происходит здесь, в подмосковных Химках. Этот город, а по сути, район Москвы стал «именем нарицательным». Его сейчас называют маленькой моделью большой страны. Явная и масштабная коррупционная атака на законодательство вызвала небывалую ответную реакцию гражданского общества. Люди пошли на открытое, а, порой, жесткое противостояние с властью.
Формальным поводом стал Химкинский лес. Лесопарк в Московской области площадью чуть более тысячи гектаров, примыкающий к северной границе города Москвы. Сейчас это самый известный лес в России, да и за ее пределами. Именно он стал предметом ожесточенного конфликта между большой группой жителей города и властью в широком смысле этого слова. Первые на протяжении трех лет пытались сохранить единственное место, где можно было гулять, не слыша шума машин, вторые, хотели организовать прокладку прямо посередине этого леса участка платной скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург. Кто-то хотел зарабатывать, а кто-то просто дышать.
Евгения Чирикова лидер общественного движения в защиту Химкинского леса: «Мы боремся против этой странной затеи, почему дорога должна заворачивать в лес, а не идти по прямой? Это же логично: хайвэй должен идти по прямой, почему дорога должна заворачивать в лес под углом 45 градусов?»
Эта борьба могла бы стать сюжетом книги Кафки, где белое – это черное, а черное – это белое. Защитники Химкинского леса открыто обвиняли чиновников в коррупции. Называли имена тех, кому выгодно, чтобы щепки летели. Химки – идеальная площадка для строительства шоппинговых центров. Фактически – Москва, дорога в крупнейший аэропорт. Стоимость земли – миллионы долларов. Еще сотни тысяч всякого рода откаты за проекты, разрешения и строительство. Власти вначале не обращали на защитников Химкинского леса никакого внимания. Потом кого-то обвиняли в ангажированности западом, кого-то запугивали, кого-то арестовывали. Но свою линию гнули: размечали маршрут для техники и рисовали проекты. Да и экологи вели себя корректно. Писали обращения в Кремль и Белый дом. Их было то ли 120, то ли 150. Никто уже и не помнит. На эскалацию конфликт пошел, когда в Химкинском лесу в неравной схватке с инвесторами пали первые деревья. Люди ложились под бульдозеры и каждый день стали выходить на улицы. Жесткое сопротивление химчан вскоре было усилено и хриплым голосом Юрия Шевчука – хорошо известного и популярного в народе. Злой рок Химкинского леса слушал весь центр Москвы. На Пушкинскую площадь пришли тысячи людей. Никому не помешали ни цепи ОМОНа, устроившего на входе настоящую давку, ни отсутствие аппаратуры – ее запретили ставить. У митинга появился свой лозунг о том, что вся Россия это Химкинский лес, который кто-то пытается вырубить.
После митинга в центре Москвы проблемы химчан обсуждал весь Интернет. Известная журналистка Екатерина Гордон одна из первых написала об этом в своем блоге. Позже она призналась, после этих записей ей отказали в участии в двух крупных проектах на федеральных телеканалах. Там другие новости.
Екатерина Гордон, журналист: «Нельзя быть безучастным: либо ты «чмо» и трясешься за свою зарплату, либо пытаешься что-то изменить. Мой хороший приятель юрист рассказывал, что в Москве есть только один судья, с которым трудно договориться. Коррупция достигла таких пределов, что ВВП и Медведев не могут это контролировать, потому что воруют слишком много».
Максим Калашников, председатель Оргкомитета Общественного движения «Марш против коррупции»: «Химки не отличаются от других городов России. В Химках, как в капле воды отражается то, что происходит в России в целом. В Химках власть сращена с бизнесом. Что такое это сращение – это первейший признак коррупции».
В проблемах Химок себя может узнать житель любого российского города N. Например, в вопросе обеспечения жильем. Администрация города продала за последние годы 173 квартиры всего за 200 с небольшим миллионов российских рублей. И это при рыночной стоимости квартиры минимум в два миллиона. Цена, говорят местные, варьировалась от степени приближенности к руководству города.
Игорь Белоусов, вице-глава городского округа «Химки» в 2003-2009 гг.: «Очередники по квартирам стоят с 1978 года. 1 800 квартир должны были получить, а получили 100. Остальные ушли по коррупционным схемам».
Или вот. Предприниматель из Химок Георгий Вартанов. В городах N, таких большинство. Имел небольшой, но прибыльный бизнес, что и понравилось кому-то со стороны. Предприятие захватили рейдеры, что доказал суд, но его решение никто не исполняет. Непроплачено. На этой неделе о проблемах Химок говорили много и разное. Кто-то, похоже, такого количества информации не выдержал: неизвестные пытались разгромить местную администрацию, забросав окна камнями. Говорят, что по российским городам понеслось негласное распоряжение из Москвы – охрану таких зданий усилить, чтобы избежать повторения подобных народных демаршей. А в конце недели в России все-таки грянула революция. Ее уже назвали зеленой. «Единая Россия» после трех лет борьбы экологов обратилась-таки к президенту Медведеву с просьбой остановить вырубку. Президент сразу сделал запись в видеоблоге: мол, прекратить. Так что теперь присказку «Прошла зима, настало лето – спасибо партии за это!» – «единороссы» смело могут делать своим партийным девизом. Правда, некоторые опасаются, что это хитрый политический трюк. После новой масштабной пропагандистской кампании строительство возобновится. Уж очень это кусочек земли лакомый.
Подписывайтесь на нас в Telegram