Всё внимание мирового сообщества на этой неделе традиционно было приковано к Украине, но главная политическая новость пришла из Минска.
Всё внимание мирового сообщества на этой неделе традиционно было приковано к Украине, но главная политическая новость пришла из Минска.

В пятницу в белорусской столице произошло событие, которое без преувеличения можно назвать историческим. После шестичасовых переговоров контактная группа по урегулированию кризиса в Украине, в составе которой представители официального Киева, Донецкой и Луганской самопровозглашённых республик, а также России и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписала долгожданный протокол о прекращении огня на Донбассе.

Конечно, это только первый шаг к миру. И дальнейшие переговоры вряд ли будут простыми. Но самое главное – у конфликтующих сторон (и об этом сегодня можно говорить с уверенностью) есть желание и политическая воля остановить кровопролитие и искать дальнейшие, мирные пути выхода из кризиса в Украине. И Беларусь в этом процессе сыграла далеко не последнюю роль. Это отметили не только участники переговоров, но и многочисленные международные эксперты.

Накануне заявление в связи с началом мирного процесса по урегулированию украинского кризиса сделал Президента Беларуси. Александр Лукашенко особо отметил роль президентов Украины и России. И то, что первые шаги к миру были сделаны ещё на переговорах в формате Таможенный союз – Украина – Европейский союз в Минске в конце августа.

Впервые за последние несколько месяцев жители Донбасса могут спать спокойно и чувствовать себя на улице в относительной безопасности. Это, конечно, ещё не мир, но уже не война. С 6 часов вечера пятницы прекращены военные операции. Впервые в субботу сайт Донецкого городского совета сообщает не о том, где ведётся обстрел и сколько людей погибло, а о начале восстановительных работ в городе.

«Информация на 9.30 шестого сентября. В Донецке тихо.

Ночь с 5 на 6 сентября в городе прошла спокойно. По состоянию на 9.30 в Донецке тихо, сообщения о перестрелках, залпах и взрывах не поступают. Сегодня специалисты Донецких электрических сетей приступили к восстановлению энергоснабжения потребителей микрорайонов Щегловка, Ивановка, Путиловка».

Режим прекращения огня, обмен пленными и начало гуманитарных миссий – это главные итоги договорённостей контактной группы Украина – Россия – ОБСЕ с участием руководителей самопровозглашённых республик. После трёх раундов непростых консультаций удалось добиться главного – перемирия. Этого достаточно, чтобы даже скептики признали: результат достигнут, минские встречи уже вошли в историю.

Впрочем, путь к этому оказался весьма долгим. Отправной точкой к минскому компромиссу можно считать инаугурацию Петра Порошенко, который попросил Александра Лукашенко организовать встречу глав Беларуси, Украины, России, Казахстана, а также представителей Евросоюза.

26 августа такая встреча состоялась. Тогда же Президенты договорились о продолжении работы контактной группы. Которая впервые села за стол переговоров 31 июля. Следующие два раунда прошли в минувшие понедельник и пятницу. Кроме того, на этой неделе свои мирные инициативы представили президенты Украины и России. Итак, «мирный план Порошенко» состоит из 14 пунктов, ключевые из них:

1. Гарантии безопасности для всех участников переговоров.
2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений.
3. Освобождение заложников.
4. Создание 10-километровой буферной зоны на российско-украинской государственной границе. Отвод незаконных вооруженных формирований.
6. Разоружение.

Владимир Путин в свою очередь разработал семь предложений:

1. Прекращение активных наступательных операций вооружённых сил, вооружённых формирований ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.
2. Отвод вооружённых подразделений силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
3. Полноценный и объективный международный контроль за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки.
4. Исключение применения боевой авиации против мирных граждан и населённых пунктов в зоне конфликта.
5. Обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.
6. Открытие гуманитарных коридоров для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населённые пункты Донбасса.

7. Обеспечение возможности направления в пострадавшие населённые пункты ремонтных бригад для восстановления инфраструктуры.

Лидеры ополчения свой план не обнародовали, но известно, что он во многом перекликался с предложениями Путина. И как отметили эксперты, совпадение большинства важнейших позиций – таких как прекращение военных операций, международный контроль, обмен пленными, гуманитарная помощь – это серьёзный аргумент в пользу заключения перемирия. И вот, без преувеличения, историческое сообщение о подписании протокола о прекращении огня.

Адельхейд Тальявини, спецпредставитель ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине: «У нас есть хорошая новость. Мы подписали протокол из 12 пунктов. Самый главный из них – немедленное прекращение огня с 18 часов».

Игорь Плотницкий, глава самопровозглашённой Луганской народной республики: «Мы готовы также в 18.00 по киевскому времени прекратить двусторонний огонь, но это не означает, что курс на отсоединение каким-то образом закончен. Нет, это мера вынужденная, для того, чтобы в едином народе прекратила литься кровь».

В условиях перемирия стороны, которые до сих пор смотрели друг на друга исключительно сквозь прицел, а разговаривать предпочитали языком пушек, намерены продолжить сотрудничество, пока в пределах 12 пунктов протокола. Процедура обмена пленными по формуле «всех на всех» была запущена без промедления.

Михаил Зурабов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Украине: «То, что сегодня удалось договориться об обмене “всех на всех”, что договорились, что технические детали – по спискам, местам обмена – за три дня были согласованы, – это принципиальный прорыв».

Кроме того, начали открываться гуманитарные коридоры: Международный Комитет Красного Креста ведёт переговоры по отправке второго гуманитарного конвоя со стороны России. 2 тысячи тонн груза в ближайшее время доставят в Украину по железной дороге. Отдельно участники контактной группы отметили роль Минска в прекращении кровопролития.

Леонид Кучма, президент Украины (1994 – 2005 гг.): «Я переговорил с Александром Лукашенко и поблагодарил его и Беларусь за то, что были созданы все условия для работы. Та обстановка, которая была здесь, – она позволяла говорить на одном языке. У нас было желание, чтобы наступил мир. Я хочу поблагодарить Александра Лукашенко, что в Минске произошло такое знаковое событие».

И всё это сквозь критику, скепсис и недоверие... Минский саммит президентов многие сначала называли не иначе как формальным. Более того, развешивали ярлыки: дескать, кроме самопиара участников переговоров, ничего нет и быть не может. Затем ничего конкретного не ожидали и от работы контактной группы, хлёстко высказываясь по поводу полномочий её участников. Но, во-первых, Беларусь смогла обеспечить условия для столь необходимых переговоров. Во-вторых, представители сторон действительно были компетентны принимать решения и заинтересованы в результате. И вот он – результат. Важный и очевидный. Как очевидна и роль в процессе Президента Беларуси, который и как человек, и как политик не смог оставаться равнодушным к человеческому горю.

Денис Денисов, директор Украинского филиала Института стран СНГ: «Он действительно показал, что может быть над конфликтом, у него нелёгкие взаимоотношения с Европейским союзом, очень часто не безоблачные взаимоотношения с Россией и Украиной. Но в критический момент для безопасности всей Евразии он нашёл возможности и аргументы, чтобы на его территории состоялись эти переговоры».

Сергей Марков, директор Института политических исследований (Россия): «Минск стал одним из центров мира в Европе, откуда поступают новости об улучшении европейской безопасности. Мы благодарны Беларуси, что предоставила такую площадку. Я с оптимизмом смотрю на перемирие».

Ханно Харниш – один из ведущих европейских политологов, почётный доктор Южного федерального университета и депутат Бундестага – считает, что минские события – это пример так называемого периода гордой политики, когда страны, помня уроки Второй мировой войны, трепетно относились к миру.

Ханно Харниш, политолог, депутат Бундестага (Германия): «Я думаю, это, по крайней мере, моя надежда, что Запад начнёт по-другому смотреть на Беларусь. Не так, как в прошлые годы. Здесь сделали крайне быстро из Путина диктатора, как когда-то из Лукашенко тоже быстро сделали диктатора. Результаты Второй мировой войны и потери Советского Союза тоже полностью игнорируется. Я помню то время, когда Украина, Россия и Беларусь вступили в ООН, это было время гордой политики. Всё взаимосвязано. Поэтому Беларусь несёт особенную ответственность. И то, что сейчас делает Президент Лукашенко, соответствует этой ответственности. И не будем забывать, что только в Минске две конфликтующие стороны сидели за одним столом. Было несколько ничего не решивших переговоров между Порошенко и сепаратистами. Был короткий разговор Путин – Порошенко. Но переговоры, которые в итоге привели к перемирию, стали возможными благодаря политическим и дипломатическим усилиям Беларуси. И это Европа должна принять к сведению. Президент Лукашенко предложил прекрасный вариант для решения конфликта. Теперь очередь за Европой, за странами НАТО. Методы, которые сейчас применяются, неприемлемы. Маневры НАТО в Украине – чистая провокация».

О мотивах примирительной роли Минска и ожидаемых последствиях Александр Лукашенко подробно и в свойственной себе откровенной манере рассказал ведущему авторской программы «Вести в субботу» на телеканале «Россия» Сергею Брилёву.

«В памяти людей останутся те, кто смог повернуть колесо войны в сторону мира». Это цитата из заявления по итогам заключённого перемирия, в котором Александр Лукашенко высоко оценил работу контактной группы, инициативы президентов России, Украины и Казахстана, посредничество Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, отметив при этом, что впереди – большая работа.

Александр Лукашенко: «Мы горды тем, что начало этому мирному процессу было положено в Минске, на белорусской земле. Мы и впредь будем делать всё возможное во имя мира в братской стране. Наши народы вдоволь настрадались в войнах прошлого века, и не хотелось бы, чтобы подобные страдания повторились и в веке нынешнем.

Сегодня известие о достижении договорённостей о прекращении огня повсюду воспринимается с радостью и надеждой. Но мы должны отчётливо понимать, что это только первый шаг на длинном и трудном пути. Предстоит преодолеть ещё массу неожиданностей и препятствий, чтобы процесс Минского мира стал необратимым и бесповоротным».

Объявленное в Минске перемирие обсуждают повсеместно – и просто на улицах, и, естественно, на международных переговорных площадках. Президента Украины эта новость застала в Уэльсе на саммите НАТО.

Пётр Порошенко, президент Украины: «Я очень доволен заключённым перемирием. Оно основывается на наших договорённостях с Владимиром Путиным. И очень важно, чтобы это перемирие продолжалось как можно дольше. Это даст возможность продолжить политический диалог, который принесёт мир и стабильность в Донбасс. Мы готовы предпринять ряд шагов, которые будут включать децентрализацию власти, особый статус Донецкой и Луганской областей в части их экономической свободы, а также гарантию свободного использования языка и культурных традиций. Это всё есть в моём мирном плане».

На объявление о прекращении огня отреагировали и другие участники североатлантического саммита. Президент США, например, считает, что перемирие стало возможным исключительно благодаря введённым против России санкциям.

Кстати, лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама был среди скептиков минских встреч и для участия в этих переговорах своих представителей не направлял. Теперь же, когда мирные договорённости достигнуты без Вашингтона, Обама, позиционирующий себя в качестве главного международного арбитра, открывает миру первопричину сговорчивости Москвы.

Барак Обама, президент США: «Единственная причина, по которой мы видим прекращение огня, – это санкции, которые мы уже наложили, а также угроза дальнейших санкций, которые оказывают реальное влияние на российскую экономику и которые серьёзно изолировали Россию».

Более адекватно обстановку оценил генеральный секретарь НАТО, рассчитывающий на продолжение политического диалога. Хотя буквально ещё несколько дней назад и он допускал отнюдь не миротворческие высказывания.

Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО: «Я, конечно, готов приветствовать новое сообщение о прекращении огня, если это искренняя попытка начать конструктивный политический процесс».

Минский мир автоматически может избавить Россию от новой порции европейских санкций. Их инициаторы об этом объявили со скоростью неотложки. И, наверное, выдохнули с облегчением: уж Европа-то – партнёр, в отличие от Америки, близкий к России и ментально, и географически – знает, что санкции – это бумеранг, который ещё больнее бьёт по тому, кто их объявляет.

Орудия замолчали, но кризис – политический, экономический и, очевидно, военный – не закончился. Остаётся открытым вопрос «За что воевали?», то есть судьба юго-восточных областей Украины. Что они будут собой представлять – отдельные государства, автономии, субъекты некой федерации? Чёткого видения по этому поводу нет даже среди руководителей самопровозглашённых республик. Да и сама легитимность их лидеров пока ещё остаётся под сомнением. И в этой ситуации слово за сугубо гражданскими инициативами и шагами.

Определённые надежды в этом смысле Президент Лукашенко возлагает на контактную группу. В своём официальном заявлении он рассчитывает, что группа продолжит работу и у неё появятся возможности на практике закрепить прописанные в мирном протоколе пункты. Цель одна – обеспечить нормальное будущее Украины.

Александр Лукашенко: «Убеждён, что работу контактной группы следует продолжить, возможно, придать ей больше полномочий и поднять её уровень для успешного воплощения в жизнь всех достигнутых договорённостей. Сейчас надо всем вовлечённым сторонам остановиться и задуматься. Задуматься о будущем страны и народа. Не разрушительная война, а лишь мирный созидательный труд обеспечит благополучие государства и простого человека».

Валерий Хомяков, генеральный директор «Совета по национальной стратегии» (Россия): «Я думаю, Киев пойдёт на децентрализацию власти. И в рамках избирательной кампании можно было бы провести выборы в Донецкой и Луганской областях, чтобы народ определил, кто есть кто. Обычные жители утомились от беды. Эти войны ведут политики. В Беларуси поговорку прекрасно знают: когда паны дерутся, у холопов чубы трещат. Эти чубы настолько затрещали… и у русских, и украинцев. Это сострадание, которое проявил Александр Лукашенко, оно его характеризует».

Вадим Карасев, политолог: «Когда стороны упёрлись в усталость от войны, и в обществе, и в самой армии начинаются переговоры, реальные. Не имитационные, когда призывают к миру, а сами воюют и думают, что будут идти до конца. А тут ничья, военная ничья, и нужно садиться за стол переговоров и искать пути решения».

На то, что перемирие станет миром, надеются жители и всех трёх славянских государств, независимо от политических предпочтений, места проживания и гражданства.

Тем временем в Донецке стараются по максимуму использовать мирные и спокойные дни – восстанавливают инфраструктуру и коммуникации. А жители Луганска накануне вышли на субботник – разобрать завалы, привести улицы в порядок. В следующие выходные там готовятся отметить День города. Праздник запланировали давно, и рассчитывают, что он будет сопровождаться музыкой, а не артиллерийской канонадой.

Важно, чтобы в домах жителей Донбасса появились не только свет, газ, чистая вода, но и уверенность в том, что впереди их ожидает не хрупкое перемирие, а стабильный мир. Ну, а для тех, кто покинул родные места, надежда вернуться домой превратилась из призрачной в реальную.

Подписывайтесь на нас в Telegram