Александр Лукашенко остался недоволен темпами строительства второй кольцевой автодороги вокруг Минска

Минская кольцевая автодорога уже несколько лет ждёт разгрузки, ведь сегодня её загруженность превышает допустимую в семь раз. Помочь может второе кольцо, которое уже начали возводить, и даже построили несколько километров. Причём из бетона. В качестве дорог смогли убедиться не только журналисты, но и Александр Лукашенко, который лично приехал проконтролировать выполнение своих поручений. Может ли Беларусь строить дороги из бетона, из чего они состоят и когда построят вторую кольцевую?

Несколько лет назад он заливал взлётно-посадочные полосы в московских аэропортах. Сегодня эти навыки, которыми обладает начальник участка Вадим Фисюченко, как никогда актуальны на родине. Белорусские дорожники приступили к строительству второй кольцевой дороги вокруг Минска. По бетонному методу.

В Беларуси бетонных дорог всего-то 1,5%. Их строить начали ещё в 1957-м году. Тогда по американской технологии осваивали три трассы – Москва – Минск – Брест, Гомель – Кобрин и подъезд к Национальному аэропорту. В эпоху новейшей Беларуси цементные работы дорожники свернули – асфальт обходился дешевле, да и на качество многие смотрели скептически.

Бетонная дорога – это не чистый цемент, как может показаться на первый взгляд. Структура трассы – это как слоёный пирог. Подушкой служит песчаный грунт, на него насыпают гравий и щебень, сверху всё закатывают асфальтом, а на верхушке того самого слоёного пирога – 24-сантиметровый тяжёлый бетон марки Б-35.

Цемент, что называется, марочный. Бетон из такого получается с приставкой «экстра», то есть сверхпрочный. В помощь белорусским дорожникам – немецкая машина. Пока одна на всю страну. 7 метров полотна агрегат укладывает со скоростью километр в смену. Бригада в 25 человек – и дорога получается идеально ровной.

Протяжённость второго кольца – около 160 километров. Но строить нужно лишь половину, ведь часть дорог пройдёт по уже существующим – М-1, М-2 и Р-80. Строительство 85 километров новых (и исключительно бетонных) дорог – разделили на два этапа. Первый – от Острошицкого городка до пересечения с трассой Минск – Гродно. Второй – от гродненской трассы до соединения с магистралью Брест – Минск – граница России. План работ утвердили ещё несколько лет назад, но весной Правительство доложило Президенту – построить вовремя не получается. Тогда Александр Лукашенко отметил: Минская кольцевая дорога, пока единственная, фактически «задыхается», поток транспорта в час пик превышает расчётные данные в 7 раз. И чем быстрее откроется «второе дыхание», тем проще будет разгрузить потоки. Заместитель премьер-министра Анатолий Калинин говорит: до конца года дорожники смогут уложить всего 10 километров бетонной дороги из 85, но Президента такие темпы не устраивают.

Качество, кстати, проверяет умная машина – дефлектометр. Удар по полотну силой в 11 тонн – и если одобрительной оценки беспристрастной машины не будет, то ни одну новую дорогу в стране не примут.

Сергей Цигунов, начальник лаборатории определения состояния дорожных одежд «Белорусского дорожного инженерно-технического центра»: «Здесь имитация удара колеса… Установка считывает и проверяет не только верхний слой, а всё».

Кстати, один из вариантов, чтобы строить именно бетонные дороги, подсказала модернизация цементных заводов. Выпуск продукции там увеличился, и её излишки решили пустить в дорожный оборот. Тем более, что «бетонка» служит в три-четыре раза дольше асфальта. Но есть особенность – изначально делать трассы из цемента дороже. Но срок эксплуатации и должный уход их делают дешевле асфальта на 40%.

Строить будут не только вторую кольцевую – в ближайшие годы дорожники обещают наконец доделать трассу Минск – Гомель (участок возле Бобруйска) и вплотную заняться гродненским направлением. Но сроки опять не устраивают Александра Лукашенко и, взяв в руки указку, Президент, словно на уроке, доходчиво объясняет чиновникам – что такое дороги, транзит и почему строить нужно быстро.

Ещё одно поручение – удешевлять строительство там, где это возможно. Не резать косогоры, а привязываться к рельефу. А что касается первой Минской кольцевой автодороги, то и её, возможно, скоро ждут изменения. Скоростные.

Технические возможности, кстати, позволяют увеличить скоростной режим на кольцевой. Скептики скажут о безопасности. Сторонники приведут статистику: больше половины аварий со смертельным исходом на МКАД происходят с участием пешеходов, которых на кольцевой вообще быть не должно. Теперь слово городу – он должен создать наземные и подземные переходы, а некоторые участки дороги вообще оградить высокими щитами. Но бесспорно и то, что с введением второй кольцевой дороги вокруг Минска транспорта на первой станет ощутимо меньше. Дело за качеством и скоростью строительства.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram